10 нескучных способов, как увлечь детей чтением


Алена Лепилина

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, — ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу — какой-то непременно подействует.

Как приучить ребенка к чтению

Чтение, как и любой навык, требует тренировки. Для того, чтобы процесс чтения стал лёгким и приятным, нужно время.

«А как заставить читать?» — в корне неправильный вопрос! Ни в коем случае ребёнка нельзя «заставлять». Принуждение навсегда вызывает негативное отношение к любому делу. И чтение здесь не исключение. Если родители будут превращать чтение в унылую «обязаловку», то от этого у малыша сформируется убеждение, что чтение – это ужасно, плохо и трудно.

Как правило, с травмой от чтения живут сами родители. Они вспоминают, как в детстве заставляли читать их – и передают привычку к мучительному чтению-наказанию своим детям. Как же разорвать этот замкнутый круг?
Как сделать так, чтобы ребёнок читал сам, регулярно и с удовольствием?

В первую очередь важно понять, что на каждом этапе формирования навыка беглого чтения появляются и развиваются конкретные умения.

Переход на следующий этап возможен только тогда, когда автоматизированы все умения предыдущего этапа!

При этом важно учесть, что каждый ребёнок индивидуален. Часто ребёнку просто не хватает времени для достижения уверенного уровня. Материал усложняется, ребёнок начинает отставать от других и попадает в группу неуспевающих. Неудачи множатся и перерастают в неразрешимый конфликт. Конечно, такая ситуация отбивает всякое желание читать.

Проблемы возникают не потому, что ребёнок не может понять и научиться, а потому что не успевает развиваться в некомфортном для себя темпе.

Не заставлять

Нередко родители превращают чтение в наказание: «Пока не прочитаешь, не пойдёшь гулять, не будешь смотреть телевизор». Постепенно литература начинает ассоциироваться с угрозой, пыткой, чем-то негативным. Дети должны чувствовать себя комфортно с книгой в руках. Цель взрослых – познакомить с интересным новым разнообразным миром, а не взрастить отвращение к рассказам и романам.

Искать разные пути

Чтение – это удовольствие, которое не каждый ребёнок может распознать сразу. Люди «втягиваются» в это по-разному. Важно предлагать разные форматы литературы: есть притчи, истории, анекдоты, тосты, сказки и многое другое. Можно предложить почитать афоризмы – под предлогом «блеснёшь умом перед друзьями», «напишешь на страничке в социальной сети». Когда у него будут на слуху какие-то известные фразы, названия произведений, авторы, он постепенно войдёт в литературное поле. Возможно, не стоит сразу окунать детей в серьёзные и объёмные произведения. Современный мир нетерпелив, люди не выносят долгого ожидания, длинных цитат, многотомных сочинений. Если ребёнок не в восторге от классики, это не значит, что он не любит читать. У всех разные вкусы. Возможно, просто это не его формат.

Раньше начитанность и эрудированность считались синонимами. Но теперь это не всегда так, и всё чаще книгу заменяют игры на планшетах, смартфонах и других гаджетах. Как увлечь современного ребёнка чтением? Как донести, что читать книги — это интересно и полезно? Адукар знает 8 способов, и готов поделиться ими.

Проведено много исследований, которые подтверждают, что чтение улучшает память, мышление, воображение и общую грамотность. К примеру, группа канадских учёных в результате эксперимента со школьниками и студентами пришла к выводу, что чтение вслух — лучший способ запоминания и развития мышления. И чем раньше родитель начнёт развивать у ребёнка эти способности, тем проще малышу будет воспринимать новую информацию, изучать мир и преуспевать в школе. Как раз детям с 3 до 5 лет становится доступной «теория сознания». Иначе говоря, они начинают понимать настроение, слова, мысли и желания свои и других людей. Их мозг уже готов усваивать большее количество информации. Но как увлечь ребёнка чтением?

Окружите ребёнка книгами

Если хотите увлечь ребёнка чтением, постарайтесь сделать так, чтобы он постоянно видел вокруг себя книги. Пусть они лежат на полу, на тумбочке или столе — в шаговой доступности от ребёнка. Чтобы он мог в любую минуту подойти и полистать. Стоящие высоко за стеклянной полкой книги вряд ли привлекут внимание малыша. Пока вы не откроете для него увлекательный «бумажный мир», он не поймёт, как это здорово.

В домах, где постоянно работают телевизоры и ноутбуки, читают только 34% детей

Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку — домашний театр, — и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, — кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты, показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.


Автор фото: Кристина Ковтун, — источник

Чтение как развлечение

Приучать ребёнка к чтению можно и с помощью игры. Книгу надо давать в руки, когда малыш ещё только учиться хватать – пусть он запомнит это ощущение. С более взрослыми детьми можно проводить другие игры, Например, попросить найти какое-то слово в произведении, угадать, откуда этот персонаж. В общем, придумать то, что подтолкнёт его открыть книжку. В старшем возрасте можно попросить ребёнка сделать презентацию по литературным героям или писателям, или найти в интернете видеоролик про жизнь интересного автора. Таким образом, используя современные средства, гаджеты можно существенно расширить литературное поле.

Помощь в учёбе

Родители должны постоянно прививать ребёнку мысль о том, что именно чтение делает человека более образованным. Во-первых, у него формируется словарный запас, а значит, ему проще выразить свои мысли или чувства. Во-вторых, во многих произведениях отражены исторические или геополитические факты, явления физики и химии, этнокультурные особенности разных людей. Это может пригодиться при подготовке к урокам. В-третьих, книги расширяют представления о разных видах профессиональной деятельности, помогают «увидеть изнутри» деловые и личные отношения, познакомиться с жизнью в различных образовательных учреждениях (университетах, школах, студиях и т.д.). К тому же, чтение улучшает зрительную память, развивает интеллектуальные способности и воображение. Не диагноз, а особенность. Можно ли победить дислексию? Подробнее

Можно подсказать школьнику, что чтение классики или хороших писателей позволяет снизить объём заученного материала по разным предметам. Возможно, для него мысль о том, что можно будет меньше тратить времени на уроки, будет весьма привлекательной.

Вплетайте литературу в реальность

В каждодневном общении с ребёнком надо упоминать те или иные произведения, истории, вспоминать поступки героев, их выбор в схожей ситуации. Для детей, что Эзоп, что Тургенев – нечто одинаково далёкое. Надо очеловечивать, освежать и оживлять персонажей, вводить в их контекст сегодняшнего дня. Перекладывать исторические, литературные сюжеты на современность, делать их личными, хорошо знакомыми. Адаптируя сюжеты классических или своих любимых произведений, можно показать ребёнку, что литература – это нечто актуальное и интересное, целая палитра того, как люди в жизни делают свой выбор. Выбор в профессии, выбор в личной жизни, в дружбе. Особенно интересно это будет подросткам.

Узнать, что сейчас читают дети

Важно понять, что сейчас читают, какие произведения известны и популярны в детской среде. Оптимально будет спросить у своего ребёнка: «Слушай, а что читают твои сверстники? Меня знакомая попросила что-то посоветовать. Я решила у тебя спросить». Важно сделать его экспертом и идти от его интересов. Понятно, что это могут быть совершенно низкопробные произведения, но это не страшно. Самое главное, чтобы ребёнок понял, у него есть доступ к обсуждению даже самых невзрачных опусов. Он не должен комплексовать, что читает «ерунду».

Не критиковать выбор книг

Не надо критиковать ребёнка, если он говорит, что ему что-то не понравилось. Возможно, ему не пришелся по вкусу роман «Война и мир», но зато он в восторге от «Анны Карениной». Не стоит прививать ему шаблоны — мол, не любишь Толстого, значит, что-то с тобой не то, плохо образован, глуп. Нельзя унижать и оскорблять только потому, что ваши литературные вкусы не совпадают. Но и сами родители должны рассказывать детям, какие книги им нравятся, а какие нет, какой тип литературы, эпоха, писатель.

Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама — лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.


Автор фото: Алия Гимранова, — источник

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

Заведите дома большую библиотеку

Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.


Автор фото: Полина Мяличкина,— источник.

Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» — читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» — история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, — Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала — даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу — пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» — если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.


От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, — источник.

Покажите, что удивительного в книгах

Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели — так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.


Автор фото: Ирина @kmigirazuma, — источник

Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности — это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра, до 11 лет — учеба, позже — интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.


источник

Не ставьте условий

Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.


А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, — источник.

Выбирайте красивые книги

Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг: яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.

Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! — Источник.

Иллюстрации

Нужно, чтобы книги привлекали малыша изначально: как яркий красочный предмет, или игрушка — это станет фактором постепенного формирования любви к чтению.

Для самых маленьких выбирайте книги с выразительными и понятными картинками, выполненными талантливыми художниками. Пусть на них будут изображены старые добрые герои народных сказок или отечественных мультфильмов, а не штампованные компьютерные уродцы с застывшими неестественными улыбками, которые уж никак не будут способствовать развитию хорошего вкуса и чувства прекрасного у ребёнка.

Иллюстрации должны быть такими, чтобы к ним хотелось возвращаться, листать страницы и пересматривать.

Разнообразие

Книги должны быть разными по жанрам: сказки, стихи, рассказы. Народные и авторские, русские и зарубежные.

У разных произведений — разная ритмика, стиль, мелодика.

Домашняя библиотека

Однако нужно также прививать малышу уважение к книгам, не разрешать портить их, рвать и калечить. Отличным способом воспитать бережливое отношение к библиотеке будут сеансы скорой помощи. Можно привлечь сына или дочь к простой, но интересной работе: склеиванию порванных страничек, или попросить стереть ластиком карандашные пометки с полей.
Постоянный доступ к домашней библиотеке – важный элемент воспитания. Однако большинство родителей игнорирует этот факт. Об этом говорят и результаты исследования, из которых следует, что больше 60% населения желает привить своим детям любовь к чтению. При этом почти все респонденты признались, что не покупают и не хранят книги в своем жилище.

Оставляйте книги на видном месте

Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор — «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.


источник

Читайте вместе с ребенком

Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди — по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.

И обязательно читайте деткам перед сном, — источник

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах — совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

Обложка поста: pexels.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? . В первом письме — подарок.

Заведите традицию читать каждый день по страничке

Первый год, когда ребёнок только учится читать, ему очень трудно. Предложите школьнику понемногу читать каждый день вслух и внимательно слушайте. Похвалите малыша за старание и обсудите с ним отрывок. Например: «Как здорово поступил петух, когда прогнал лису из домика зайца! Он, маленький и беззащитный, смог справиться с хищником!» Обсуждая прочтённое, вы будете подогревать интерес ребёнка к этому занятию.

Заведите читательский дневник

Чтобы малыш не отвлекался на буквы и понимал смысл текста, заведите читательский дневник. И после прочтения каждой книги записывайте название и автора, количество страниц и краткое содержание. Дневник с годами будет становиться толще и будет хорошим поводом похвалить малыша. «Смотри, насколько умнее ты стал! В твоей памяти более 15 книг!».

Соблюдайте баланс между «заставить» и «дать свободу»

Чтение для младшеклассника — один из самых сложных умственных процессов. Поэтому стоит договориться с малышом, что каждый день, он будет читать, например, 5 минут обязательно и остальное время — по своему желанию. Затем лимит можно постепенно увеличивать. Так, за год он может вырасти от 5 до 40 минут.

Придумывайте свои мотивационные «якоря», доказывающие, что читать — это здорово

Чтобы ребёнок понимал, что читать — здорово, нужно его подталкивать к этой мысли. Например: «Ты смог собрать LEGO без инструкции, потому что ты молодец и умеешь читать». Или: «Замечательно, что ты прочёл ту энциклопедию о динозаврах, теперь мы обязательно зайдём в динопарк!». Так ребёнок начнёт понимать, что чтение полезно для жизни.

Список советов, как увлечь ребёнка чтением, можно продлить. Всё зависит от личного опыта родителей и любознательности малыша. Открыв ему удивительный мир книг, вы обеспечите малыша «лекарством от глупости» и воспитаете в ребёнке лучшие качества, с которыми ему будет проще идти по жизни.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by