Аудиоскрининг новорожденных


В этой статье мы рассмотрим такое медицинское исследование как аудиоскрининг новорожденных. Что это такое, для чего и где проводят эту процедуру, что могут сказать результаты проверки и какие последствия для младенца они могут иметь? На эти и другие вопросы мы ответим подробно и понятным языком.

Что такое аудиоскрининг

Аудиоскрининг – процедура, направленная на обследование слуха у новорожденных и детей до 6 месяцев с целью выявления нарушений слуха, и направление таких детей на дальнейшее диагностическое обследование для определения степени тугоухости и уровня поражения слуха. В Российской Федерации существует приказ с 1996 года №108 МЗ и Минпрома РФ «О введении аудиологического скрининга новорожденных детей первого года жизни», но проводится массово в России аудиоскрининг младенцев лишь с 2008 года. Аудиоскрининг входит в обязательное комплексное обследование — скрининг новорожденных.
Аудиоскрининг должен проводиться в 2 этапа. Первый этап проходит в роддоме, где определяются новорожденные с повышенном риском развития тугоухости и глухоты, при выписке из роддома записываются результаты аудиоскрининга. Второй этап проходит в прикрепленной детской поликлинике, он включает анкетирование родителей и проверку звукореактотестером поведенческих реакций ребенка на звуки.
Повторный аудиоскрининг проводится:
— в 1 месяц,
— в 4 месяца,
— в 6 месяцев.
При отсутствие реакции на любом из этих сроков ребенок направляется на консультацию в сурдологический центр для дальнейшего обследования.
К сожалению, у большинства детей нарушения со стороны слуха продолжают выявляться уже после года жизни. Что показывает низкую эффективность аудиоскрининга у детей с незначительными потерями слуха или с односторонней тугоухостью.

Зачем нужен аудиоскрининг

В первые три года жизни малыш учится воспринимать различные звуки, в том числе и речь. Если у него будут проблемы с восприятием звуков или ребенок будет плохо слышать, то у него возникнут проблемы с пониманием речи и с ее воспроизведением. По статистике лишь 0,1% новорожденных имеют глубокие потери слуха. Современная медицина имеет возможность выявлять таких детей на раннем сроке и оказывать им своевременную помощь. Ведь по проведенным исследованиям установлено, что младенцы с 3-4 степенью тугоухости, которые были протезированы слуховыми аппаратами в возрасте до 6-ти месяцев ничем не отличались по развитию от сверстников с нормальным слухом. Речевое, языковое развитие, пассивный и активный словарь, усвоение грамматической системы языка у них идет в нормальном темпе. Если же коррекция слуха была произведена после 6 месяцев, то такие дети будут иметь существенные отставания в развитие речи. Поэтому так важно, чтобы тест на слух у новорожденных был проведен вовремя.

Как проверяют слух новорожденным

Для проверки слуха у новорожденных применяют метод задержанной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Главным рабочим прибором, участвующим в процессе, является аудиометр. Он представляет собой небольшой мобильный аппарат, снабженный гибким зондом. На конец трубки надевается специальный ушной вкладыш, который затем помещается в ухо ребенка. Процедура не приносит малышу дискомфорта, не вызывает боли.

Во время обследования прибор создает тестовые звуковые импульсы, направляющиеся по зонду и попадающие в слуховой орган ребенка при помощи микрофона. Далее в действие вступают наружные волосковые клетки, расположенные во внутреннем ухе. Их работа заключается в том, что они улавливают, а после усиливают звуковые колебания, а также способны создавать собственные звуковые импульсы при обнаружении раздражителя (звуковой волны). Если наружные волосковые клетки повреждены, то говорят о нейросенсорной тугоухости (потере слуха).
Если волосковые клетки реагируют на раздражитель и показывают способность генерировать собственные колебания, то подобное явление носит называние отоакустической эмиссии. Такой механизм функционирования органа и был положен в основу при разработке прибора – аудиометра для скрининга родившихся детей. В начале процедуры передается тестовый звуковой сигнал, и по истечении малого периода времени, в буквальном смысле нескольких миллисекунд, чувствительный элемент прибора улавливает ответный импульс, создаваемый волосковыми клетками, и отправляет его в регистрирующую часть устройства при помощи зонда. Аудиометр фиксирует и оценивает полученные результаты, после чего отображает информацию на экране. Процедура длится до 1,5 минуты.
При проведении процедуры также возможно проявление спонтанной отоакустической эмиссии – явления, когда колебания наружных волосковых клеток возникают без искусственного раздражения органа посредством звуковой стимуляции. Наличие ответной реакции и регистрация колебаний говорит о том, что слух человека в норме. Если аудиоскрининг проводится у новорожденного, то делается это на 4 день после родов. Существование такого правила связано с тем, что отоакустическая эмиссия фиксируется у детей со вторых суток жизни.
Звуковой стимул зависит от возраста ребенка:
— новорожденный — широкополосный шум интенсивностью 90 дБ;
— 1 месяц — широкополосный шум интенсивностью 90 дБ;
— 4 месяца — широкополосный шум интенсивностью 65 дБ;
— 6 месяцев — широкополосный шум интенсивностью 40 дБ.
Перед проведением обследования желательно убедиться в том, что ребенок накормлен, пребывает в спокойном состоянии, неподвижен. Лучше всего проверять слух во время сна, при этом стараясь не нарушить спокойствие новорожденного. Получить результаты может помешать такой фактор как чрезмерная подвижность при проведении проверки слуха. Чтобы успокоить малыша, его прикладывают к груди матери, используют пустышку или бутылочку. Однако даже в этом случае, когда ребенок начинает активно сосать молоко, возникают помехи при обследовании. Также мешают аудиоскринингу наличие в наружном ухе жидкости – крови, слизи, первородной смазки.
Все перечисленные факторы создают вероятность ложного отрицательного результата. После проверки слуха прибор отображает информацию о том, прошел или нет ребенок обследование, полученные данные можно распечатать.
Когда мать с малышом покидает роддом, в выписке указываются результаты аудиоскрининга.
Запись должна выглядеть следующим образом:

Аудиоскрининг: D (+); S (+)
или D=S (+).
В этом сокращении буквой D обозначается правое ухо, а S – левое. Наличие знака «плюс» свидетельствует о положительном результате, то есть говорит о том, что слух у ребенка есть. Если напротив буквы указан знак «минус», то это значит, что аудиометр не обнаружил в ходе процедуры ответной реакции наружных волосковых клеток, то есть возможно у новорожденного имеются нарушения слуха. Не стоит расстраиваться раньше времени, часто бывает, что новорожденные дети не прошли аудиоскрининг в роддоме, а потом при повторном исследовании слух оказался в норме. Бывает и так, что требуются дополнительные исследования.

Результаты аудиоскрининга у детей с нормальным и нарушенным слухом

Поэтому можно сделать вывод, что положительный аудиоскрининг, говорит о том, что у ребенка все в порядке со слухом на данном этапе развития, а отрицательный аудиоскрининг говорит лишь о том, что следует провести дополнительное обследование, на основании его нельзя поставить какой-либо диагноз.

Метод ОАЭ

Для обследования у младенцев часто всего используют ОАЭ – методику задержанной отоакустической эмиссии, с помощью прибора аудиометр. Это небольшой переносной аппарат, который оснащен подсоединенной к нему тонкой трубочкой. К свободному концу зонда подсоединяется миниатюрный вкладыш, его аккуратно размещают в слуховой проход новорожденного.

Эта манипуляция обычно проводится, пока ребенок спит, она не доставляет ни малейшей болезненности или неприятных ощущений.

При скрининге прибор издает тестирующие сигналы, которые направляют по зонду и поступают в слуховой канал пациента через маленький микрофон.

Целью проверки является функционирование сенсорных клеток, которые располагаются в слуховой улитке. Микроскопические волоски принимают раздражающие импульсы, активизируют их. Они также генерируют свои естественные импульсы, реагируя на появление стимулятора – звуковых колебаний. При повреждении сенсорных клеток диагностируют нейросенсорную тугоухость.

Механизм отоакустической эмиссии начинает функционировать у новорожденных со второго дня жизни, поэтому аудиоскрининг проводится у детей в роддоме на 4 сутки после рождения.

Перед проведением процедуры необходимо убедиться, что младенца накормили. Он должен быть спокоен, не должен активно двигаться. Лучшее время для исследования, когда ребенок спит, при этом нужно постараться его не разбудить. Чрезмерная подвижность младенца, его беспокойство и плач, помешают получить корректные результаты тестирования.

Кроме этого, проводят исследование ABR – измеряется электрическая деятельность головного мозга, прибор фиксирует реакцию слухового нерва на пощелкивающие импульсы. Затем ее регистрируют с помощью небольших гибких электродов, которые прикрепляют к коже головы. Это более тщательное обследование делают на каждое ушко и тем самым подтверждается реакция мозга на внешние раздражители.

Особенности аудиоскрининга у недоношенных

В отличие от доношенных детей, дети рожденные от преждевременных родов физиологически незрелые и сроки проведения аудиологического скрининга для них сдвигаются.

Для недоношенных младенцев существуют следующие сроки проведения первого аудиоскрининга:
— на 2-6 неделе жизни — детям рожденным до 32 недели беременности;
— на второй или первой неделе после родов — детям рожденным на 33-37 неделе беременности.
Повторный скрининг недоношенным детям проводится в поликлинике в те же сроки что и доношенным детям.

Второй аудиоскрининг у детей

У некоторых новорожденных бывает, что спустя несколько дней после рождения аудиометр не уловил колебаний, но это не является приговором, так как единичная проверка не может с точностью свидетельствовать о глухоте. Также в отдельных случаях в роддоме не удается провести процедуру по медицинским показаниям или из-за индивидуального состояния новорожденного, поэтому аудиоскрининг назначается после. Обычно обследование осуществляется в первый месяц в детской поликлинике. Если проверка была положительной, то следующий аудиоскрининг в поликлинике проводится в 4 и 6 месяцев.

Как проходит аудиоскрининг в поликлинике

Родители обязаны подготовить ребенка, он должен быть накормлен, желательно обеспечить покой во время проверки, лучше всего, если малыш будет спать. С собой требуется взять пеленку, бутылочку со смесью и пустышку.
Даже когда врачи зафиксировали два отрицательных результата аудиоскрининга, маленького пациента отправляют на дополнительное обследование, чтобы получить более достоверные доказательства диагноза. Говорить об отклонениях можно только после аудиологической проверки, которая осуществляется при участии врача-сурдолога.

Группы риска по слуху

При обследовании органов слуха у детей выделяют группы риска по тугоухости. Больше всего внимания требуют малыши родителей, у которых наблюдаются нарушения слуха, обычно в отношении таких детей применяется термин наследственной тугоухости. Недостаток часто передается от отца или матери. Такие дети в первые месяцы жизни находятся на постоянном контроле у сурдолога.
Также в группу риска попадают малыши, мать которых во время беременности или при родах переболела инфекционными или вирусными заболеваниями, принимала медикаментозные препараты.
Благодаря аудиоскринингу удается на первых этапах определить отклонения и приступить к их лечению уже в раннем возрасте, а также выявить группу пациентов, нуждающихся в наблюдении у сурдолога.
Однако есть и такие формы тугоухости, которые с трудом поддаются диагностике при помощи отоакустической эмиссии. Их относят к редким и сложным. Обычно к ним причисляют тугоухость, вызванную повреждением или аномальным развитием слухового нерва и слухового центра головного мозга. Но вместе с тем стоит учитывать, что подобные случаи наблюдаются не часто, на их долю приходится 1% от числа всех зафиксированных диагнозов, связанных с сенсоневральной тугоухостью. Также аудиологическое обследование возможно провести в качестве дополнительной процедуры по желанию родителей, если у них есть сомнения в показаниях, полученных в ходе аудиоскрининга.

Дополнительные обследования, если новорожденный не прошел тест на слух

Если при повторном тестировании слуха получен отрицательный результат, то ребенок после осмотра отоларингологом должен быть направлен на диагностическое обследование слуха в детский сурдологический центр, который может быть областным, краевым или республиканским. Лучше это сделать до 3 месяцев жизни. Ребенку будет проведено расширенное аудиологическое обследование.

Дополнительные методы проверки слуха

Кроме аудиоскрининга методом ОАЭ, где оценивается состояния волосковых клеток и выявляется снижение слуха в сурдологическом центре ребенку могут быть назначены следующие процедуры:
1. Осмотр у отоларинголога, который оценивает состояния наружного слухового прохода и барабанной перепонки.
2. Импедансометрия: тимпанометрия (изучают подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек) и акустическая рефлексометрия (регистрируются рефлекторыные сокращения стременной мышцы).
3. Объективную аудиометрию КСВП (регистрация коротколатенсных слуховых вызванных потенциалов). Если говорить простым языком — это ответ ствола головного мозга на звуковое раздражение. Позволяет оценить нарушения в наружном, среднем или внутреннем ухе или нарушения в проведении возбуждения в слуховые центры мозга.
4. Метод ASSR (игровая тональная аудиометрия). Строятся аудиограммы, по которым определяется общий порог слышимости у ребенка.
5. Сурдопедагогическое обследование. Проводится оценка поведенческих реакций ребенка на неречевые высокочастотные и низкочастотные звуки и голоса.
6. Генетический анализ на коннексин. Определяется наличие гена, вызывающего тугоухость. Родители могут быть только носителями рецессивного гена. От результата зависит дальнейший прогноз и возможность операции по кохлеарной имплантации.
На основе полного диагностического обследования ребенку ставится диагноз, определяется тип и степень нарушения слуха, строится аудиограмма для подбора и настройки слуховых аппаратов, оценивается возможность проведения кохлеарной имплантации, строится план коррекции слуха и речи со специалистами, оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.

Методы коррекции слуха

Наиболее широко применяемая терапия при различных нарушениях слуха — это ношение слуховых аппаратов или внедрение кохлеарного имплантата. Слуховые модели разных типов применяют при разных стадиях тугоухости от легкой до тяжелой, а кохлеарную имплантацию рекомендуют при глубоких потерях слуха. Специалист сурдолог поможет подобрать для младенца наиболее подходящий для него метод коррекции.

Кроме этого, применяют дополнительные ассистивные устройства, которые помогут ребенку полноценно общаться и получать аудио информацию из разных источников:

  • индивидуальные FM-усилители, оснащенные микрофоном и приемником для снижения аудиопомех и постороннего шума в общественном месте;
  • применение субтитров – этой функцией оснащаются практически все новые модели телевизоров;
  • индукционные системы – ими оснащаются аудитории и классы, в которых учатся слабослышащие дети.

С помощью аудиологического обследования, определяют нарушения слуха на самых ранних стадиях, и назначают необходимое лечение. Аудиоскрининг позволит выявить группы пациентов, которые будут находиться под регулярным наблюдением врача сурдолога.

Проверка слуха у детей раннего возраста

После выписки из роддома родители наблюдают за малышом и оценивают, как он начинает реагировать на звуки, речь, пытается «говорить» сам. Состояние слуха до 1 года оценивают с помощью безусловно-рефлекторных методик, которые описывают изменение поведения малыша в ответ на звук: реакция вздрагивания, испуга, широкое раскрытие глаз, расширение зрачков, поворот головы в направлении источника звука, движения конечностей, изменение частоты дыхания, сердцебиения. Родители должны обратиться к врачу, если замечают хотя бы один пункт из списка:

  • малыш в возрасте до 3-4 мес. не реагирует на голос матери, резкие и громкие звуки;
  • ребенок в возрасте 3-6 мес. не «гулит», не вздрагивает или замирает от резких звуков, не ищет источник шума;
  • грудничок до 12 мес. перестает произносить отдельные слоги, переходит на жестовое общение;
  • ребенок в возрасте 1-3 лет не реагирует на фразы, которые были произнесены тихим голосом, если не видит говорящего. Может переспрашивать, пристально смотрит в лицо собеседника; сам говорит громко, слова произносит неправильно.

Такие особенности в развитии могут сопровождать ребенка с рождения — самостоятельно, в сочетании с другой патологией или же возникают внезапно после травмы, инфекционного заболевания, приема препаратов.

При подозрении на ухудшение слуха родители могут провести тесты с крупой, помещенной в герметичные емкости (например, от шоколадного яйца). Одну из них оставляют пустой, в другие насыпают манку, гречку, горох и последовательно потряхивают ими на расстоянии до 20 см от уха, оценивая реакцию малыша. От размера крупинок зависит громкость звука. Пустая емкость используется для контроля. При отсутствии реакции на звук следует немедленно обратиться к отоларингологу.

Проверка слуха у детей до 3 лет врачом включает в себя сбор анамнестических сведений (наследственность, перенесенные заболевания, прием препаратов), осмотр наружного уха, тимпанометрию с использованием высокочастотного зонда. Поведенческие методы недостоверны, так как ребенок еще не в состоянии усваивать инструкции и сохранять произвольное внимание продолжительное время.

Даже незначительное снижение слуха нарушает развитие ребенка и может привести к его социальной изоляции. Своевременно обследование поможет вовремя обнаружить заболевание и оказать квалифицированную помощь.

Как проверяют слух у новорожденных

Нарушения слуха, которые выявляются в периоде новорожденности, чаще связаны:

  • с наследственными причинам (например, синдром Стиклера, Варденбурга) ;
  • с аномалиями развития органа (например, аплазия Шайбе, Майкла);
  • с гибелью структур мозга при воздействии неблагоприятных факторов (инфекция, интоксикация, гипоксия).

Для диагностики нарушений слуха применяют субъективные и объективные методики. Субъективные связаны с получением от ребенка ответа, как он слышит, понимает звуки и до определенного возраста технически недоступны. Объективное исследование основано на регистрации рефлекторных, физиологических реакций на стимуляцию звуком.

Первая проверка проводится в условиях роддома. Она включает в себя визуальный осмотр, инструментальные методы диагностики. Результат заносится в медицинскую документацию, которую выдают родителям при выписке. Если в медицинском учреждении не было возможности провести обследование, его не стоит откладывать на более поздний срок. При первом посещении педиатра на дому можно уточнить, как проверить слух у новорожденного, если процедура по каким-то причинам не была проведена в условиях роддома.

Для чего врачи так «спешат»? Слух обеспечивает связь ребенка с внешним миром, воспитание в «звучащей» среде формирует нейронные связи. Особенно это важно для детей с поражениями головного мозга вследствие осложнений беременности, родов. В первые годы жизни компенсаторные способности нервных клеток наиболее высоки, раннее обращение за помощью — шанс на своевременную реабилитацию.

К сожалению, нарушения слуха невозможно «перерасти», отсутствие своевременной реабилитации приводит к нарушениям в психическом развитии — страдает речь, интеллект, эмоциональная сфера.

Где проводится дополнительное диагностирование нарушения слуха

Для дальнейшего бесплатного обследования вам понадобится направление из поликлиники, полис ОМС и свидетельство о рождении ребенка.

Где проводят в Москве

Детский Сурдологический Центр. Адрес: проспект Вернадского, дом 9/10. Телефон: 8 (495)930-22-00.

Где проводят в Санкт-Петербурге

Скрининговое обследование слуха можно провести:
— Детский городской сурдологический центр при поликлинике № 34. Адрес: проспект Шаумяна, дом 29. Телефон: 528-97-08.
— Санкт-Петербургский педиатрический медицинский университет, сурдологический кабинет.
Адрес: Литовская улица, дом 2. Телефон: 8-950-037-51-90 или 331-00-45.
— Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи. Адрес: Бронницкая улица, дом 9. Телефон: 316-45-79, 495-36-71, 8-911-245-00-54.