Дислалия

Фонетические дефекты произношения различных звуков обозначают следующими терминами:

Дефекты смягчения и твердости – мягкие согласные заменяются парными твердыми звуками (и наоборот);

Дефекты озвончения и оглушения – звонкие согласные заменяются парными глухими (и наоборот).

Кроме того, распространены комбинированные сложные дефекты, такие как: сигматизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения, ламбдацизм + ротацизм и пр.

Если присутствует фонематический дефект (замена звуков), к названию любого из вышеуказанных дефектов добавляется приставка «пара-«: паракаппацизм, параламбдацизм, парайотацизм, парагаммацизм и пр.

Причины дислалии

Некорректное произношение звуков при механической дислалии вызвано органическими дефектами периферического артикуляционного аппарата: язык, зубы, губы и челюсти.

– Дефекты языка и губ

Среди особенностей строения языка и губ, которые могут вызвать дислалию, можно назвать короткую уздечку языка или верхней губы. Реже причинами становятся массивный либо узкий и маленький язык (как правило, у детей с проблемами в общем физическом или умственном развитии), а также слишком толстые, малоподвижные губы. В случае укороченной подъязычной связки в первую очередь портится произношение верхнеязычных звуков, если присутствует какая-либо аномалия губ – губных и губно-зубных звуков.

– Дефекты в строении костной основы речевого аппарата

Эти нарушения могут быть выражены такими факторами, как:

  • аномалии зубных рядов (редко расположенные или мелкие зубы и др.);
  • неправильный прикус (открытый, перекрестный, глубокий, прогения, прогнатия);
  • верхнее нёбо высокое и узкое (готическое) либо, напротив, низкое и плоское.

Дефекты, вызывающие механическую дислалию, могут быть как врожденными, так и приобретенными – возникшими после перенесенных заболеваний или травм зубов или челюсти. Однако важно понимать, что нарушения, которые связаны с расщелиной верхней губы, мягкого и твердого нёба, относят не к дислалии, а к ринолалии.

— Социальные и биологические факторы

В случае развития функциональной дислалии не изменяется строение артикуляционного аппарата – это значит, что нет органической основы для нарушения звукопроизношения. В такой ситуации дислалию вызывают биологические либо социальные факторы.

К неблагоприятным социальным факторам можно причислить подражание детей взрослым с неправильной речью (слишком быстрой, косноязычной или диалектной), подражание детскому лепету. Также проблемы могут возникнуть у детей, проживающих в интернациональной семье, где говорят на двух языках.

Биологические факторы, вызывающие у детей функциональную дислалию: общая физическая ослабленность у болезненных детей, минимальная мозговая дисфункция, отсутствие сформированного фонематического слуха и речевых укладов.

Причины появления нарушения речи

Органическая и механическая дислалия развивается под влиянием физического дефекта артикуляционного аппарата, препятствующего правильному произношению звуков.

В большинстве случаев, этот диагноз ставиться тем детям, которые имеют проблемы в строении речевого аппарата:

  • расщелина твердого неба – «волчья пасть»;
  • расщелина верхней челюсти – «заячья губа»;
  • неправильный прикус – прогения или прогнатия;
  • отсутствие зубов, их неправильное расположение, расстояния между зубами;
  • короткая подъязычная связка («уздечка»);
  • слишком большой или слишком маленький язык (макро- и микроглоссия);
  • неправильное строение челюстно-лицевых костей;
  • недоразвитость нижней челюсти.

Для устранения речевого дефекта при наличии одного из возможных патологических состояний пациент нуждается в комплексной помощи разных специалистов.

Причины функциональной дислалии:

  • ослабленность ребёнка, вызванная соматическими и инфекционными заболеваниями;
  • нарушение фонетического восприятия;
  • ММД, задержка психического развития в анамнезе;
  • задержка развития речи;
  • неблагополучное социальное окружение: педагогическая запущенность, тесный контакт с носителями неправильной речи, ограниченность контактов с обществом.

Симптомы проявления нарушения

Взрослый человек без труда может заметить отклонение от нормы в восприятии и воспроизведении звуков детьми, хотя в практике логопеда чаще встречаются случаи, когда родители не замечают все отклонения в произношении их ребёнком.

При замене звуков дети не различают схожие фонемы по звучанию и заменяют один звук другим. Чаще всего симптоматика проявляется косноязычием. Например, ребёнок путает глухие и звонкие согласные, мягкие и твёрдые (дерево-терево, лапа – ляпа). Если разница в артикуляции незначительна, и звуки образуются в одном и том же месте, например: вместо может звучать или (рыба – лыба), вместо Ц – Ч (цыплёнок – чипленок) и т. д.

Иногда ребёнок испытывает трудности с выбором звука, хотя может правильно его произносить в отдельных словах (говорит Шапка, но допускает ошибки каСя в слове каша), то есть один и тот же звук произносится различно в зависимости от ситуации. В отдельных случаях дети произносят звуки русского языка нетипичным для языковой системы образом – горловое (французское) , специфическое , похожее на английское the.

Замены и смешение фонем относится к фонематическим дефектам, искажение звуков – к фонетическим видам патологии.

Диагностика нарушения речи

Для определения дефектных звуков логопед предлагает ребёнку повторить за ним слова или назвать то, что изображено на картинке. Данный материал подобран таким образом, что охватывают все группы звуков. Мало того, звук должен находиться в разных позициях: в начале, в конце, и в середине слова, учтены также мягкие и твёрдые согласные.

Родители должны подготовиться к тому, что логопеду могут потребоваться сведения о наличии или отсутствии патологий беременности и родов. Специалист может назначить дополнительные обследования у других специалистов (проверку зрения, слуха, особенностей психического развития). При диагностировании у ребёнка тугоухости, кроме логопеда, ему понадобится помощь и отоларинголога.

Диагностика включает в себя ряд фонематических тестов, которые направлены на проверку умения различать близкие в произношении звуки. При механической форме патологии нельзя избавиться от дефекта в произношении некоторых звуков, если не устранить источник их появления. Поэтому лечение дислалии начинается именно с этого.

Диагностика

Первым делом при диагностическом обследовании речи выясняют подробности беременности и родов у матери, заболевания, которые перенес ребенок. Специалисты изучают медицинскую документацию, чтобы выявить раннее психомоторное и речевое развитие, состояние слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата. Далее логопед изучает строение и подвижность органов речевого аппарата.

Диагностика устной речи представляет собой обследование состояния произношения звуков, выявление дефектов с использованием специального дидактического материала. Во время обследования можно выявить характер нарушений (отсутствие или замена, искажение или смешение звуков) как изолированно, так и в разного вида слогах, словах, фразах и текстах. После этого врач проверяет состояние фонематического слуха, т.е. способность ребенка различать на слух все коррелирующие фонемы.

Диагноз логопеда содержит в себе следующие сведения:

  • форма дислалии: функциональная/механическая;
  • вид: артикуляторно-фонетическая/артикуляторно-фонематическая/акустико-фонематическая;
  • разновидность неправильного звукопроизношения: сигматизм/ротацизм и пр.

Механическая дислалия может потребовать консультацию стоматолога или ортодонта, а функциональная – детского невролога. Чтобы исключить тугоухость, потребуется пройти консультацию детского отоларинголога, также важно исследовать функции слухового анализатора. Дифференциальная диагностика дислалии проводится со стертой дизартрией.

Коррекция дислалии

Работа по коррекции проходит в три этапа.

1) Подготовительный этап

Механическая дислалия – на подготовительном этапе требуется избавить ребенка от анатомических дефектов в строении речевого аппарата: проводится курс ортодонтического лечения, пластика верхней губы, уздечки языка.

Моторная функциональная дислалия – следует развивать моторику речи с помощью логопедических массажей и артикуляционной гимнастики.

Сенсорная функциональная дислалия – ребенок нуждается в развитии фонематических процессов. Кроме того, правильное произношение требует сформированной направленной воздушной струи, отработанного произнесения опорных звуков и развития мелкой моторики.

2. Формирование первичных произносительных навыков

На данном этапе осуществляется постановка изолированного звука, его автоматизация в слогах, словах, фразах и текстах, а также дифференциация звуков (при их смешении).

3. Заключительный этап

Происходит формирование навыков правильного применения отработанных звуков в различных ситуациях общения.

Занятия с логопедом по коррекции дислалии должны быть регулярными – не менее трех раз в неделю. При этом важно выполнять артикуляционную гимнастику и домашние задания логопеда. Простая форма дислалии требует занятий на протяжении 1–3 месяцев, сложная степень может потребовать 3–6 месяцев коррекции.

Преодоление дислалии разными способами

Устранять дефекты, лежащие в основе дислалии, можно разными способами. Выбор конкретного метода лечения зависит от причин нарушения, возраста и некоторых других факторов. Методика коррекционной работы при дислалии может быть основана на:

  1. Подражании. Логопед предлагает пациенту усваивать номы произношения фонема, пользуясь слуховым, зрительным и тактильным анализаторами. Говоря простым языком, специалист просит ребенка выполнять задания в точности так, как это делает он сам. Для точного копирования в коррекции и лечении всегда используется зеркало.
  2. Механическом воздействии. Логопед воздействует на периферические органы речи пациента руками или специальными инструментами для лечения, чтобы поставить их в нужную артикуляционную позу. Задача ребенка – усвоить ее и научиться самостоятельно воспроизводить. Методика коррекции особенно популярна при проблемах с мышечным тонусом, поскольку помогает малышу прочувствовать свой язык, губы, щеки и устранить артикуляционный дефект.
  3. Смешанном воздействии. Сочетает в себе работу двумя способами, представленными выше. В большинстве случаев коррекция дислалии у дошкольников проводится именно таким путем. Для одних фонемов используется подражание, тогда как позы для произношения других не обходятся без искусственной механической постановки.

Важно! Коррекция логопеда дислалии не может быть одинаковой для разных звуков. Один фонем усваивается за пару занятий с использованием одного метода, тогда как постановка другого занимает несколько недель и разные способы.

Особенности устранения различных форм дислалии

В устранении разных форм нарушений есть не только общие черты, но и принципиальные отличия. Приемы и подходы лечения определяются ключевыми причинами возникновения болезни. Например, коррекция акустико-фонематической дислалии строится на обучении различать схожие фонемы, поскольку именно отсутствие этого навыка приводит к проблемам в произношении.

Основные различия в работе с разными формами представлены ниже в таблице.

Вид дислалии Основа проблемы Направление работы по устранению дефекта
Механическая Анатомические дефекты речевого аппарата.
  • Устранение природного дефекта с помощью медицинских методов
  • Механическая постановка звуков.
Акустико-фонематическая Неумение различать схожие фонемы. Развитие фонематического слуха и восприятия.
Артикуляторно-фонематическая Отсутствие нормальной артикуляционной базы.
  • Обучение правильной постановке артикуляционных баз.
  • Обучение применению правильной артикуляции.
Артикуляторно-фонетическая Использование несуществующих звуков Сочетание всех перечисленных выше направлений работы.

Важно! Эффективность работы по коррекции дислалии зависит от правильного определения ее причин и формы.

Структура занятия при коррекции

Стандартное занятие с логопедом для коррекции дислалии, не зависимо от того индивидуальное оно или групповое, подчиняется определенным педагогическим и дефектологическим принципам. Вот самые важные из них:

  1. Каждая встреча по устранению нарушения охватывает конкретную тему. Это позволяет сделать занятия по коррекции разнообразными, повысить познавательный интерес ребенка и способствует его общему психическому и интеллектуальному развитию.
  2. Логопед всегда ставит перед собой несколько целей, которые планирует достичь при лечении. Они не сводятся к постановке звука. Знакомство малыша с той или иной темой так же может быть одной из задач.
  3. Каждая игра, предлагаемая во время занятия, должна решать одну или несколько поставленных задач. Соответственно их результатом становится подведение итога о достижении успеха.
  4. Занятие состоит из нескольких разделов, хотя до определенного момента некоторые из них могут упускаться из вида. Например, дифференциация фонема появляется тогда, когда звук выделен и поставлен.

Направления коррекционной работы при дислалии представлены ниже на схеме.

Важно! Некоторые сложные этапы коррекции и лечения могут отсутствовать на первых занятиях, поскольку фонем еще не поставлен, а значит не может быть автоматизирован и дифференцирован.

Дыхательная гимнастики

Дыхательные задания при коррекции и лечении дислалии не отличаются от таковых же при дизартрии или других логопедических нарушениях. Их задача: научить делать достаточный по объему вдох, способный обеспечить правильное произношение. Популярными в этой области являются задания, входящие в состав гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Упражнение «Насос». Является одним из первых, которым обучаются при коррекции и лечении дислалии. Ребенку предлагается накачать шину автомобиля. В качестве рукоятки насоса используют палочку или нечто похожее по форме. Задача малыша – наклоняясь так, будто нажимаешь на рукоятку, делать вдох. Лучше выполнять с поднятием рук вверх. Задание должно выполняться ритмично.

Артикуляционная гимнастика при лечении

Упражнения для детей с дислалией, направленные на развитие артикуляции, одни из ключевых в устранении недостатка. Они позволяют научить ребенка чувствовать органы своего речевого аппарат и контролировать их. Часто они предлагаются парами. Например, задание «Лопатка – Иголочка». Сначала больного просят положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу с открытым ртом, а потом поменять это положение на узкий и острый. Проводиться гимнастика должна перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть свои движения одновременно с движениями логопеда.

Пальчиковая гимнастика при коррекции и лечении

О пользе такой гимнастики родители обычно знают и осознанно или нет, предлагают ее малышу еще на первом году жизни, сочетая их с простыми стишками. Логопед действует по схожей схеме. Упражнения могут состоять из сгибаний, разгибаний пальцев, разведения их в стороны. Некоторые из них можно выполнять сидя, другие стоя. Чтобы не потерять интерес ребенка они периодически заменяются другими схожими заданиями. Если коррекция нужна для запущенной дислалии, к работе могут привлекаться мячики СуДжок.

Постановка звука при устранении нарушения

Это самый важный и требующий наибольшего количества времени этап в логопедической работе с лечением дислалии. Выбор конкретного задания зависит от того, какой фонем в данный момент пытается сформировать специалист. Они могут касаться подражательного произношения, повторения стихов, скороговорок и прочего.

Неизменным остается порядок звукопостановки. Сначала работа ведется в отношении свистящих и шипящих, затем переходят к сонорным. Первые упражнения в изучении каждого фонема и устранения дефекта начинаются со слогов, затем переходят к словам и предложениям.

Автоматизация фонема при коррекции

Этот этап лечения считается чуть ли не самым сложным в реализации. Уже после освоения правильного произношения и свободного овладевания артикуляционными позами, ребенок по привычке говорит слова, используя старые навыки. В результате процесс коррекции дислалии стоит на месте.

По своей сути упражнения незначительно отличаются от тех, которые используются на этапе постановки звука. Все те же стихи, пересказы, скороговорки, но реализуемые не только в кабинете логопеда, но и на домашних уроках.

Упражнения на дифференциацию при коррекции

Научить ребенка выделять конкретный фонем на фоне других – одна из последних задач логопеда. Они могут быть не только устными, но и письменными. Например, на рисунке изображаются несколько предметов, в каждом из которых есть звук Ш или С. Задача малыша – определить какой звук присутствует в слове.

Еще один вариант – совмещение дифференциации с навыками письма. Ребенку предлагается выполнить в прописи упражнение, где поочередно прописывается один или два фонема, а затем их необходимо произнести. Вариантов упражнений здесь масса и их подбор осуществляется в соответствии с возрастом, интеллектуальными способностями и другими особенностями ребенка с дислалией.

Упражнения на развитие слуха

Как правило на этом этапе коррекции и лечения используются задания, в которых ребенок на слух должен определить в слове присутствие определенного фонема и обозначить его вслух или жестом (например, хлопнуть в ладоши). На первый взгляд этот процесс кажется простым, но в реальности ребенку с плохим слуховым восприятием выполнить задачу может быть трудно.

Устранение дислалии у детей – процесс не простой. Коррекция и лечение может занять от 1 года до нескольких лет. Главное в этом деле не рассчитывать исключительно на помощь логопеда, но и постоянно заниматься с ребенком дома.

Профилактика

Большинство случаев дислалии можно успешно скорректировать. Успешный исход и продолжительность коррекции зависят от сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, участия родителей и регулярности занятий. Дошкольники быстрее избавляются от проблем с произношением, чем школьники; ученики младших классов – быстрее, чем подростки и т.д.

Чтобы не допустить развитие дислалии у своего ребенка, родителям необходимо следить за возможностью анатомических нарушений в строении органов речи малыша, в случае сомнений обращаться к специалистам. Также следует демонстрировать ребенку правильные образцы для речевого подражания, заботиться о его здоровье и физическом развитии.

Литература и источники

  • Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с.
  • Правдина О. В. Логопедия. — М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
  • Начинать работу по любому комплексу необходимо со следующих двух упражнений, помогающих научить ребенка в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без одновременных движений губ (губы при этом должны находиться в улыбке).

    Построить забор

    Цель.Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и.) Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти — десяти. Методические указания.1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на вер­хние зубы. 2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и подни­мать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

    Сделать трубочку.

    Цель.Выработать движение губ вперед. Описание.Вытянуть сомкнутые губы вперед трубоч­кой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти — десяти. Методические указания.1. Следить, чтобы при вытяги­вании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. 2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложить ему дотянуться губами до конфетки (находя­щейся на расстоянии 1,5 — 2 см от губ) и взять ее губами.

    Первый комплекс

    (для свистящих звуков с, з, ц)

    Для произнесения свистящих звуков требуются слож­ные и точные движения языка, в которых участвуют кон­чик языка (находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке ц сначала смычку, потом щель); движения губ, нижней челюсти (ед­ва опущена, рот приоткрыт) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

    Загнать мяч в ворота

    Цель.Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.Описание.Вытянуть губы вперед трубочкой и длитель­но дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.Методические указания.1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

    Наказать непослушный язык

    Цель.Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.Описание.Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует по­дворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

    Сделать язык широким

    Цель.Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.Описание.Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.Методические указания.1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

    Кто дальше загонит мяч?

    Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание.Улыбнуться, положить широкий передник край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.Методические указания. 1. Нижняя губа не должна на­тягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3 Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

    Почистим зубы

    Цель.Научить детей удерживать кончик языка за ниж­ними зубами.Описание.Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть poт и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверхМетодические указания.1. Губы неподвижны, находят­ся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из сто­роны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу-вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

    Второй комплекс

    (для шипящих звуков ш, ж, ч, щ)

    Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при ч — сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воз­душная струя идет посередине языка. Выработке необходи­мых движений языка и воздушной струи способствуют сле­дующие упражнения: Наказать непослушный язык, сделать язык широким, кто дальше загонит мяч? (см. ранее).

    Приклей конфетку

    Цель.Укрепить мышцы языка и отработать подъем язы­ка вверх.Описание.Положить широкий кончик языка на ниж­нюю губу. На самый край языка положить тоненький кусо­чек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхни­ми зубами. Методические указания.1. Следить, чтобы работал только язык — нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5 — 2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поста­вить чистый указательный палец ребенка сбоку между ко­ренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Вы­полнять упражнение надо в медленном темпе.

    Грибок

    Цель.Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).Описание.Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не долж­на опускаться. 3. При повторении упражнения надо от­крывать рот шире.

    Вкусное варенье

    Цель.Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.Описание.Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение язы­ком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.Методические указания.1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, на «падсажи­вала» язык наверх — она должна быть неподвижной (мож­но придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широ­ким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упраж­нение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет рас­пластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завер­нуть на верхнююгубу.

    Гармошка

    Цель.Укреплять мышцы языка, растягивать подъязыч­ную связку (уздечку).Описание.Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыб­ки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.Методические указания.1. Следить, чтобы, когда от­крывается рот, губы были неподвижны. 2. Открывать и за­крывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

    Фокус

    Цель.Вырабатывать подъем языка вверх, умение при­давать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.Описание.Улыбнуться, приоткрыть рот, положить ши­рокий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воз­дух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя че­люсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

    Третий комплекс

    (для звука л)

    Для произнесения звука л необходима достаточно слож­ная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опу­скаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оття­гивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю. Выработке необходимых движе­ний языка способствуют следующие упражнения:Наказать непослушный язык, вкусное варенье

    Пароход гудит

    Цель.Вырабатывать подъем спинки языка вверх.Описание.Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).Методические указания.Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

    Индюк

    Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем язы­ка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить мед­ленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).Методические указания.1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

    Качели

    Цель.Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.Описание.Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутрен­ней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верх­ние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 — 6 раз.Методические указания.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

    Пощелкать кончиком языка

    Цель.Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).Методические указания.1. Упражнение сначала вы­полняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Ес­ли у ребенка пощелкивание не получается, нужно предло­жить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению. 4. Следить, чтобы кон­чик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

    Беззвучно пощелкивать кончиком языка

    Цель.Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л.Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.Методические указания.1. Следить, чтобы нижняя че­люсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2. Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

    Четвертый комплекс

    (для звука р)

    Для произнесения звука р необходима сложная ра­бота всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к вер­хним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необ­ходимых движений языка и воздушной струи способст­вуют следующие упражнения: Кто дальше загонит мяч? Пощелкать кончиком языка, вкусное варенье, индюк.

    Чьи зубы чище?

    Цель.Вырабатывать подъем языка вверх и умение вла­деть языком.Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почи­стить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.Методические указания.1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка невысовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

    Маляр

    Цель.Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.Описание.Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончи­ком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.Методические указания. 1. Губы и нижняя челюсть дол­жны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

    Барабанщики

    Цель.Укреплять мышцы кончика языка, вырабаты­вать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.Описание.Улыбнуться, открыть рот и постучать кончи­ком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить мед­ленно. Постепенно убыстрять темп.Методические указания. 1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть непод­вижна; работает только язык. 2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара — не был хлюпающим. 3.Кончик языка не должен подворачиваться.4.3вук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воз­душная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

    Пятый комплекс

    (для дифференциации свистящих и шипящих звуков с — ш, з — ж, ц-ч)

    Это такие упражнения как: Качели

    Насос

    Цель.Уточнить и отработать артикуляцию звука с. (Язык находится за нижними зубами, струя воздуха холодная.)Описание.Предложить ребенку длительно произнести звук с (так, как свистит воздух, когда выходит из насоса). Обратить его внимание на то, что при произнесении звука с язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, вы­дыхаемая струя воздуха холодная.

    Шар лопнул

    Цель.Уточнить и отработать артикуляцию звука ш. (Язык находится за верхними зубами, струя воздуха теплая.)Описание.Предложить ребенку длительно произнести звук ш (так, как выходит воздух из проколотой шины). Обратить его внимание на то, что при произнесении звука ш передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.

    Угадай, что это

    Цель.Научить ребенка различать звуки с и ш при их сопоставлении, опираясь на слуховые и кинестетические ощущения.Описание. Взрослый неспеша произносит поочередно звуки с и ш, а ребенок соответственно звуку должен пока­зывать то на картинку, изображающую велосипедный на­сос (если он слышит звук с), то на картинку, изображаю­щую проколотую шину (если он слышит звук ш). Потомвзрослый показывает то на картинку с насосом, то на кар­тинку с шиной, а ребенок соответственно называет тот или другой звук.

    Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори

    Цель.Научить ребенка различать и правильно произно­сить звуки с и ш в слогах.Описание. Предложить ребенку произносить за взрос­лым слоги (попарно), соблюдая определенную последова­тельность: са-ша, со-шо, шу-су, сы-ши и т. д. При этом надо прикрыть листком бумаги рот (держа бумагу на рас­стоянии 15 — 20 см ото рта), чтобы ребенок не видел арти­куляцию этих звуков, а воспроизводил их только на слух. Произносить звукосочетания следует громко, четко.

    Если звук угадал, верно слово ты назвал

    Цель. Показать ребенку, что с изменением звука может измениться и слово.Описание.Предложить ребенку правильно повторять за взрослым 2 слова, у которых с заменой дифференцируемых звуков с и ш меняется их смысл. Ребенок должен после повторения каждой пары слов раскрыть их смысловое зна­чение. Например, объяснить, что такое мишка и что такое миска, и указать, в каком слове звук с, а в каком — ш. Можно взять следующие слова: кашка — каска, мишка — миска, крыша — крыса и др.

    На картинку посмотри, ее верно назови

    Цель.Научить ребенка не смешивать звуки с и ш, когда они встречаются в одном и том же слове.Описание.Подобрать картинки, в названии которых од­новременно встречаются звуки с и ш, и попросить ребенка правильно их назвать: Саша, шоссе, сушки, старушка, сол­нышко, машинист, стеклышко, пушистый снег и др. При отсутствии картинок можно предложить ребенку повторять эти слова за взрослыми.

    Кто лучше придумает?

    Цель.Научить ребенка правильно употреблять звуки с и ш во фразах.Описание. По картинкам, подобранным для пред­ыдущего упражнения, ребенок должен составить пред­ложения и правильно произнести их. Если нет карти­нок, взрослый называет слово, а ребенок составляет с этим словом предложение. Можно соревноваться, чье предложение интереснее. Сначала предложение дол­жен составить взрослый, а затем ребенок. Например, сословом шоссе можно составить такую фразу: Саша шла по тропинке вдоль шоссе.

    Дифференциация последующих пар звуков з — ж, ц — ч и с’ — щ отрабатывается в том же порядке.

    При уточнении изолированных звуков используют­ся звукоподражания: при уточнении звука з нужно вспомнить, как звенят комары, звука ж — как жужжат жуки, звука ц — как Маша пригрозила расшумевшимся куклам, звука ч — как стрекочет кузнечик, звука с’ — как льется тоненькая струйка воды из крана, звука щ — как шипит змея.

    Шестой комплекс

    (для дифференциации звуков л — р)

    Завести мотор у самолета

    Цель.Уточнение и отработка артикуляции звука р (Язык находится за верхними зубами и там вибрирует.)Описание.Предложить ребенку длительно произносить звук р, подражая звуку мотора у самолета. Обратить его внимание на то, что широкий кончик языка поднят к нёбу и дрожит.

    Пароход гудит

    Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука л. (Язык поднят за верхние зубы и там прижат.)Описание.Предложить ребенку длительно произне­сти звук л, напоминающий гудок парохода. Обратить его внимание на то, что кончик языка прижат к нёбу и не двигается.

    Угадай, что это

    Цель. Научить ребенка различать звуки л и р при их сопоставлении, опираясь на слуховые и кинестетические ощущения.Описание.Поочередно не спеша произносить звуки л и р. Ребенок соответственно должен показывать то на кар­тинку, изображающую пароход (если слышит звук л), то на картинку, изображающую самолет (если слышит звук р). Потом показывать ему то картинку с пароходом, то картин­ку с самолетом. А ребенок соответственно называет или звук л, или звук р.

    Седьмой комплекс

    (для дифференциации звонких и глухих звуков т — д, п — б, к — г, ф-в, с — з, ш — ж)

    Поехали в вагончике

    Цель. Проверить произнесение звука т и одновременно обратить внимание ребенка на то, что в образовании звука т голос не участвует.Описание. Предложить ребенку несколько раз не спеша произнести звук т, напоминающий звук, кото­рый издают колеса поезда: «т-т-т…». Обратить его вни­мание на то, что когда мы произносим звук т, голос «спит» и стенки его домика не дрожат. Чтобы ребенок убедился в этом, приложить тыльную сторону его руки спереди к шее. Следить, чтобы ребенок произносил звук т тихо и без добавления гласных (т. е. не тэ, та, ту, ты,) а т, так как в образовании гласных звуков участвует голос и ощущается вибрация от колебания голосовых связок.

    Барабанщики

    Цель.Проверить произнесение звука д и одновременно обратить внимание ребенка на то, что в образовании звука д участвует голос.Описание. Предложить ребенку несколько раз не спеша произнести звук д (как бьют в барабан). Обра­тить его внимание на то, что, когда мы произносим звук д, голос «поет» и стенки домика дрожат. Чтобы ребенок убедился в этом, можно приложить тыльную сторону его руки спереди к шее.

    Угадай, что это

    Цель. Научить ребенка различать звуки т и д при их сопоставлении, опираясь на слуховые и кинестетические ощущения.Описание.Поочередно произносить звуки т и д; ребенок соответственно должен показывать или на кар­тинку, на которой изображен вагон (если слышит звук /я), или на картинку, на которой изображен барабан (если слышит звук д). Потом показывать то на картин­ку с вагоном, то на картинку с барабаном, а ребенок соответственно называет или звук т или звук д, конт­ролируя свое произношение тыльной стороной руки, приложенной к шее.

    Определение

    Дислалия — что это такое? Необычный термин подразумевает комплекс нарушений произношения, на возникновение которых не влияют проблемы со слухом или неправильная иннервация.

    Международная классификация болезней 10-го пересмотра понятие дислалии разъясняет, как специфическое расстройство речевой артикуляции. В качестве ее причин исключены недостаточная острота слуха и умственная отсталость.

    В медицинской документации, согласно международной классификации болезней 10 пересмотра – МКБ10, это заболевание фигурирует под кодом F 80.0

    Классификация

    На простые и сложные дислалии разделяют, исходя из количества неправильно произносимых ребенком звуков. При простых — он плохо выговаривает один звук или одну группу звуков, артикуляционно схожих между собой. При сложных — есть проблемы с различными звуковыми группами.

    Классификация дислалии, построена на причинах ее развития и особенностях проявления.

    Выделяют следующие формы, различающиеся по природе происхождения:

    • Физиологическую
    • Функциональную
    • Механическую

    Физиологическая дислалия диагностируется, когда с органами речи у ребенка все в порядке. Неправильное произношение звуков возникает в раннем возрасте (до 5 лет), когда мышцы артикуляционного аппарата малыша еще не развиты в полной мере.

    Если после 5 лет нарушение звукопроизношения сохраняется, физиологическая форма заболевания переходит в функциональную.

    Функциональная дислалия возникает в следствии оргнических поражений мозга или социальных факторов.

    Причины:

    Физиологические:

    • органическое поражение мозга;
    • неврологические и другие хронические заболевания;

    Социальные:

    • неправильное обучение речи в семье (сюсюканье, употребление слов в уменьшительной форме и т.д.);
    • неверное выговаривание звуков родителями и другими взрослыми из ближайшего окружения;
    • смешение языков в семье;

    Отдельно выделяют механическую дислалию, которая возникает из-за врожденных дефектов артикуляционного аппарата или после травмы.

    Причины:

    1. Нестандартно сформировавшиеся прикус или небо.
    2. Язык необычных размеров.
    3. Чересчур короткая или длинная уздечка и т.д.
    4. Органическая дислалия (другое название механической) бывает наследственным заболеванием. В таком случае определенный речевой дефект передается из поколения в поколение.

    Функциональную форму подразделяют на моторную и сенсорную — по источнику сбоя произношения.

    Моторная дислалия вызвана проблемами речедвигательного характера, сенсорная — речеслухового.

    Комбинированные формы, на которые подразделяется функциональная дислалия
    — артикуляционно-фонетическая;
    — артикуляционно-фонематическая;
    — акустико-фонематическая

    1. Артикуляционно-фонетическая дислалия обусловлена неверным расположением органов артикуляции. Слушатель правильно понимает произнесенный ребенком звук, но от нормы его произношение далеко.
    2. Отличительная черта артикуляционно-фонематической формы — подмена «трудного» звука на более простой, произнести который можно с меньшими усилиями артикуляционного аппарата.
    3. Акустико-фонематическая объясняется недоразвитием фонематического слуха. Ребенку не под силу различить особенности конкретных звуков из-за непонимания фонем.

    Симптомы

    Симптомы нарушения проявляются в виде пропусков, замен и искажений звуков. Локализации нарушения звукопроизношения могут быть разными.

    Фонетические дефекты выделяют по звукам, с которыми имеется проблема. Названия дефектов – производные букв греческого алфавита.

    У ребенка может присутствовать как один из указанных дефектов произношения, так и несколько. Речевое расстройство часто бывает комбинированным.

    То, что многие звуки маленьким ребенком произносятся неточно, родители зачастую считают нормальным. Однако на речевые особенности детей с дислалией — пропуски, замены, искажение, смещение звуков — нельзя не обращать внимание. Если к 5 годам такие характерные речевые отклонения не проходят — это уже симптоматика серьезного расстройства.

    Плотное взаимодействие с логопедом поможет после грамотного обследования выявить причины дислалии, узнать из-за чего ребенок говорит неточно и назначить комплекс мероприятий по исправлению речи.

    Малоподвижные и неактивные дети должны быть проверены на наличие дизартрии — более серьезной дисфункции, касающейся не только звукопроизношения, а и голосового аспекта в целом, способности запоминать и повторять и т.п.

    Дислалия и дизартрия во многом не похожи друг на друга. Это связано с тем, что при первой форме речевого расстройства органические поражения отсутствуют, а при второй — главную роль, наоборот, отыгрывают нарушения центральной нервной системы. Дети с дислалией мало чем выделяются из числа своих ровесников, помимо «особенной речи». А дети с дизартрией отличаются нестабильным настроением, быстро утомляются. Они безынициативны и плохо приобретают новые навыки.

    Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии позволяет определить степень состояния речевого развития. Пограничное состояние между ними носит название стертой дизартрии, нарушения при которой объясняются неправильной иннервацией артикуляционных мышц. Диагностируется стертая дизартрия довольно сложно, поскольку схожа с обоими заболеваниями.

    Дислалия — это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и интеллекте. Неправильное произношение при дислалии проявляется в отсутствии, смешении или замещении звуков, что приводит к искажению речи. Такое отклонение считается естественным явлением для речевого развития детей в возрасте с рождения до пяти лет из-за физиологической незрелости артикуляционного аппарата.

    Здесь есть нюанс: если ребёнку три года, то он должен чисто произносить звуки , , , если четыре — , , , , пять — . Проблемы с произношением у ребёнка старше 5 лет (отсутствие, неправильное произношение, например, язык находится между зубами при произнесении звуков , , ; замена их на другие, например, с-ш, з-ж, ч-ть – повод для срочного посещения логопеда.)

    При диагностировании дислалии специалист изучает состояние фонематических процессов, общей, ручной моторики, строение и подвижность речевого аппарата. Для восстановления нормального звукопроизношения у ребёнка может потребоваться консультация других специалистов — стоматолога, отоларинголога, невропатолога.

    Без специальной подготовки сложно определить причины дислалии и подобрать коррекционные упражнения, соответствующие структуре дефекта, поэтому родителям детей с такой патологией редко удаётся самостоятельно исправить произношение ребёнка. Лучше всего обратиться с этой проблемой к специалисту, владеющему коррекционными методиками. Например, существует около 50 способов постановки звука Р, каждый из которых может быть, как эффективным, так и бесполезным у конкретного ребёнка с таким дефектом.

    Ниже расскажем что такое дислалия у детей и какие методы её устранения существуют (иногда применяют термин «лечить», но это не совсем корректно).