Игры для Малышей

Чтобы ребенок правильно развивался и рос физически и психически здоровым, с ним нужно постоянно заниматься. Эффективнее всего это делать посредством игр, ведь они развивают моторику и речь малыша, а также его познавательную активность. Лучшие развивающие игры для детей 1 года собраны в этой статье. Также даны рекомендации о том, как правильно играть с малышом.

Как играть с годовалым ребенком?

Игры с годовалым ребенком дома

  • Игры с мячом
  • Игры в прятки
  • Игры с крупами и мелкими предметами
  • Игры в цвета
  • Игры с коробочками и мешочками
  • Игры в театр
  • Другие развивающие игры для детей от года дома

Игры с годовалым ребенком в ванной

Пальчиковые игры для годовалого ребенка

Игры с годовалым ребенком на улице

Игры с годовалым ребенком в дороге

Опытные мамы советую сделать следующие развивающие игры для малышей 1 года своими руками

Как играть с годовалым ребенком?

Игры для малышей 1 года главной целью имеют обучить крох основным понятиям, действиям, укрепить эмоциональные связи с близкими взрослыми. Ребенок знакомится с окружающим миром, учится говорить, издавая всевозможные звуки, ему хочется узнать, как можно больше, все потрогать, пощупать и иногда даже попробовать на вкус.

Организуя развивающие игры для годовалого ребенка, соблюдайте следующие правила:

  1. Игра не должна продолжаться слишком долго. Останавливайте игровой процесс сразу, как только заметите, что ребенок начал терять к происходящему интерес.
  2. В развивающие игры для ребенка 1 года не следует включать много предметов, поскольку это будет лишь рассеивать его внимание.
  3. Игры с мелкими предметами отлично развивают моторику рук, но предоставляют серьезную опасность, поскольку дети этого возраста любят все тянуть в рот. Внимательно следите за ребенком, если используете для игр мелкие предметы!
  4. Не следует недооценивать маленького ребенка. Если его координация движений еще недостаточно развита, то это вовсе не значит, что он не может понять, что происходит вокруг, и не способен научиться простым действиям.

Игры с годовалым ребенком дома

Чтобы организовывать развивающие игры в год, нет необходимости бежать в магазин за дорогими игровыми наборами. Многие полезные игрушки, такие как кубики, мячи, пирамидки, у вас уже, наверняка, есть дома. Используйте их для организации игровой деятельности ребенка. Также многие мамы изготавливают развивающие игры для детей 1 года своими руками из подручных материалов.

  • Игры с мячом

Мяч – одна из самых лучших игрушек, используя которую можно организовывать разнообразные подвижные игры для детей от 1 года. Они очень нравятся малышам и приносят много пользы. Когда ребенок ловит или катает мяч, развивается внимание, а также координация рук и глаз.

  1. «Боулинг». Смысл этой игры понятен уже из ее названия. Кегли для боулинга (если их нет, можно использовать обычные пластиковые бутылки) выставляются в один ряд. Малышу вручается мячик и дается задание сбить им все предметы.
  1. «Перекатывание мяча». Вы просто показываете ребенку, как надо катать мяч, а затем катите мяч к нему. Ребенок может толкнуть мяч в совершенно другую сторону, чтобы посмотреть, как вы вернете его на место. Попросите малыша, чтобы он сам вернул мяч и толкнул его в вашем направлении. Таким образом, ребенок будет получать навык активной игры.

  1. «Лабиринт». Из подручных предметов мебели (например, из стульев) следует создать небольшой импровизированный туннель. Ребенку дать мячик и попросить закатить его в этот лабиринт.

  • Игры в прятки

  1. Малыша усаживают на высокий стульчик (для кормления), а мама начинает делать вид, что потеряла его и не может найти. Она громко зовет его по имени, озирается по сторонам, заглядывает в шкафы, за двери, под стол. После этих нехитрых манипуляций стоит «случайно обнаружить» кроху, и показать свою радость и удивление от его находки.
  1. Нужно выбрать какую-нибудь красивую игрушку, а к ней привязать яркую ленточку или веревку. После этого игрушку прячут, но недалеко, чтобы ребенок смог увидеть ленту. Когда он найдет ленточку и потянет за нее, вслед за ней появится и привязанная к ней игрушка. Эта простая игра поможет крохе понять, как устанавливаются причинно-следственные связи.

  • Игры с крупами и мелкими предметами

  1. В этом возрасте дети любят кидать разные предметы и наблюдать, как вы поднимаете их и даете им обратно. Однако вы можете подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам подобрал упавшую вещь. Это научит его причинам (падению) и следствию (поднятию). Обучение ребенка поднятию упавшего объекта также воспитывает в нем ответственность.

Поставьте перед ребенком банку с широким горлом, например, из-под кофе или пищевой контейнер и предложите ему кидать в банку, а потом доставать обратно различные мелкие предметы. Это также будет способствовать и развитию мелкой моторики. Предметы могут быть самые разные: фасоль или другие крупы, небольшие игрушки, пуговицы, камушки, прищепки и т. д.

Внимательно следите за тем, чтобы мелкие предметы не попали в дыхательные пути ребенка!

  1. На полу расстилается одеяло или плед, на него усаживается малыш. Рядом следует поставить различные сосуды и емкости, после чего высыпать выбранный материал (крупу, пуговицы, мелкие камушки). Малыш должен научиться наполнять емкости сыпучим материалом и пересыпать его из них. Это детское развлечение положительно сказывается на мелкой моторике ручек малыша. Следует помнить, что нужно очень внимательно следить за ребенком в то время, когда он играет с мелкими предметами!
  1. «Песочница». В большую широкую емкость насыпается некоторое количество манной крупы, а внутри прячется какая-нибудь совсем небольшая игрушка. Крошке предлагается хорошенько покопаться в крупе и найти то, что там спрятано.

Развивающие игры для детей от 1 года: сенсорная коробка

  • Игры в цвета

  1. Для следующей игры необходимо приготовить несколько маленьких разноцветных тарелочек, а также мелкую мозаику таких же цветов. Ребенку нужно показать, как положить в каждую тарелку мозаику соответствующего цвета.
  1. «По парам». Взять несколько пар разноцветных носков ярких цветов, перемешать их между собой и разложить перед ребенком. После чего объяснить малышу, как объединить эти носки по парам одного цвета.
  1. «Пирамидка». Для этой игры потребуется купить разноцветную пирамидку, состоящую из нескольких колечек. Все кольца следует снять с основания и разложить их перед малышом. Ребенок должен потрогать кольца, подержать их в руках, попробовать надеть их на основание. При этом маме нужно рассказывать малышу, какого цвета каждое колечко.

  • Игры с коробочками и мешочками

  1. «В поисках сокровищ». Нужно взять довольно большую сумку или мешок и наполнить всевозможными игрушками. Далее, научить малыша опускать руку в сумку и находить там игрушки. Комментировать происходящее можно следующими вопросами и предложениями: «Кто там прячется?», «Поищи мишку», «Найди что-нибудь мягкое» и т.д.
  1. «Мешочек». В небольшой мешочек складывают несколько маленьких игрушек, а потом просят ребенка опустить в него руку и определить, до какой игрушки он только-что дотронулся.
  1. «Коробочки». Для этой развивающей игры потребуются самые разные коробки (из-под одежды, обуви, бытовой техники). Суть игры заключается в том, чтобы помочь ребенку изучить соотношения различных величин и размеров. Малышу следует показать, что некоторые коробки больше или меньше других, а более маленькие коробочки легко помещаются в больших.

  • Игры в театр

  1. «Магнитики». Маме нужно будет приобрести набор магнитов со сказочными персонажами, с помощью которых можно будет разыграть перед ребенком интересный спектакль.
  1. «Пальчиковый театр». Для этой игры мамам необходимы только цветные фломастеры и собственные руки. С помощью фломастера (маркера) рисуем на подушечках пальцев милые и забавные мордашки, после чего перед ребенком можно разыграть импровизированный спектакль про жизнь человечков-пальчиков. Когда малыш поймет суть происходящего, следует включить в игру-представление и его пальчики.

3 развивающие игры до 1,5 лет

  • Другие развивающие игры для детей от года дома

  1. «Ленточки». Простейшая игра, для которой понадобится только несколько разноцветных лент. Малышу нужно показать и объяснить, как подкидывать ленточки, чтобы они извивались красивыми «змейками».
  1. «Буря в стакане». Маленькие дети очень любят игры с водой. Вот одна из них. Для этой детской забавы потребуется обычный стакан и пластиковая трубочка. Стакан следует наполнить водой и опустить в него трубочку, после чего подуть в нее, чтобы получилось множество пузырьков. Такая игра очень забавляет детишек и придется по вкусу каждому малышу.
  1. «Пение». Умение издавать различные звуки – первый шаг на пути к речи. Пение стимулирует ребенка лучше, чем просто произнесение отдельных звуков. Оно также помогает приобрести чувство ритма. Пойте под музыку и поощряйте ребенка, если он начал подпевать так, как он умеет. Заинтересуйте его, сделайте так, чтобы он начал пританцовывать, хлопать в ладоши. В этом возрасте ребенок не должен произносить слова или попадать в ноты, главное, чтобы он учился произносить все новые и новые звуки разными способами.
  1. «Веселый счет». Гораздо легче научить ребенка считать, когда он видит связь между цифрой «7» и словом «семь». Для игры можно использовать различные предметы, с написанными на них цифрами. В каждой игре фокусируйте внимание ребенка на определенной цифре, в итоге он запомнит, как она называется. Когда он сможет безошибочно назвать большинство цифр, предложите ему выбирать из предметов тот номер, который вы назвали.

16 развивающих игр с платочком

Сколько различных игр можно придумать, используя носовой платок? Несколько десятков! Вот некоторые из них. Есть здесь игры коллективные, но их легко адаптировать для самого маленького коллектива: мама и ребенок.

Танцы под музыку с платочком. Ребенок повторяет движения за взрослым.

Хоровод с платочками. Дети, двигаясь по кругу, держат друг друга не за руки, а за уголки платочков. В этом есть определенная сложность — не выпустить из руки уголок платка.

Передаем платочек по кругу. Это игра на развитие координации движений. Можно превратить игру в речевое упражнение, усложнив ее условия.

Берем платочек от того, кто стоит слева, говорим «спасибо», поворачиваемся к тому, кто стоит справа, отдаем платочек, говорим «пожалуйста».

Другой уровень сложности. Под музыку передаем платочек по кругу, но ручки у всех за спиной. Когда музыка обрывается, стоящий в центре должен угадать, у кого сейчас платочек.

Возьми платочек. Платочки лежат на полу, дети под музыку произвольно перемещаются по залу. Когда музыка перестает играть, нужно быстро взять платочек.

Достань платочек. Платочки висят на перекладинах шведской стенки. Нужно подняться и скинуть платочек вниз.

Другой вариант. Платочки висят на бельевой веревке. Чтобы дотянуться и снять, нужно залезть на небольшую скамеечку. Можно усложнить выполнение задачи, закрепив платочки прищепками.

Спрячь платочек в кулачок. У взрослого это легко получится, а ребенку придется потрудиться, пальчиком пропихивая платочек в маленький кулачок. Можно спрятать платочек не в кулачок, а в бутылочку из-под йогурта или в контейнер из-под шоколадного яйца.

Игры на сворачивание платочков по образцу. Пополам, по диагонали, квадратиком, конвертиком, конфеткой, рулетиком, бантиком.

Прятки с платочком. Понадобятся три маленьких предмета, например, машинка, матрешка и кубик.

Просим ребенка закрыть глаза. Один из предметов прячем под платочек. Ребенок открывает глазки, смотрит, что осталось, и говорит, какой предмет спрятан под платочком. Количество предметов постепенно можно увеличивать.

Другой вариант. Прячем сам платок. Взрослый может положить платочек в карман, или в рукав, или за вырез платья, но так, чтобы торчал уголок. Задача ребенка, внимательно оглядывая взрослого, найти платочек.

Платок можно спрятать и в комнате. Ребенок закрывает глаза, взрослый помещает платок на видное место (это важно, в комнате и так глаза разбегаются) и просит малыша найти платочек.

«Угадай, что я в платочек завернула». Задача ребенка — определить знакомый ему предмет на ощупь.

Вариант для неговорящих детей старше двух лет. Положить на стол три разных по размеру простых предмета, например, сушку, кусочек сахара и вишенку. Один такой же предмет завернуть в платочек. «Что у нас в платочке лежит? Сушка? Сахарок? Покажи пальчиком, что там спрятано? Давай развернем и посмотрим, угадал ты или нет».

Для годовалых малышей сам процесс разворачивания платочка уже развивающий (мелкая моторика), можно и не угадывать.

«Ветерок». Подуть на платочек, чтобы он слетел со стола.

Узелки. Завязать на платке узелок, а потом развязать. (Взрослый завязывает нетугой узел, а ребенок развязывает.)

Стирка. Намочить, намылить, прополоскать платочек и повесить сушить. (И игра, и полезное занятие.)

Куколка. Положить в центр платочка кусочек ваты или скомканную бумажную салфетку, перевязать ниточкой. Получилась голова. Из двух противоположных концов свернуть ручки и перевязать ниткой. Получится куколка.

Другой вариант. Нарисовать на ладошке лицо, пальчики обвязать платочком. Также получится куколка. Можно эту куколку баюкать, разговаривать с ней, петь ей песенки.

Птичка. Сверните платочек по диагонали — получится равнобедренный треугольник. Завяжите на его вершине узелок — получится голова и клюв птицы. Сформируйте тельце, хвост и два крыла, закрепите ниткой. Птица готова!

Бабочка. Сложите платок гармошкой, по центру завяжите узлом, расправьте концы. Разве не похоже на бабочку?

Человечек. Поставьте два пальца, указательный и средний (это будут ножки), на один из уголков платка. Обмотайте платок между пальцами, как будто делаете перевязку. Ребенку нетрудно представить, что это человечек в штанишках. Человечек умеет смешно ходить, переваливаясь из стороны в сторону, бегать и даже танцевать под музыку.

Мы как-то застряли с ребенком в лифте. Полчаса до нашего вызволения пролетели незаметно — мы развлекались, играя с носовым платком.

В мирное русло

Для малыша, который только что научился ходить, будет интересен каждый закуток, каждый шкафчик, дверца или полочка. Однако, несмотря на то что занять себя кроха сможет и самостоятельно, оставлять его одного в комнате нельзя!
Не забывайте о том, что кроха ничего не знает о физических свойствах предметов, у него нет страха смерти, он не боится высоты, удушья, отравления…

Карапуз еще не имеет никакого представления о последствиях своих игр! Для того чтобы малыш не пострадал сам и не разнес вашу квартиру, направьте его энергию в мирное русло, предложив ему игры с различной степенью самостоятельности. При этом помните, что контроль за ребенком необходим всегда.

Есть два варианта занятий: совместные игры малыша и мамы и самостоятельная деятельность ребенка, когда маме нужно высвободить немного времени для себя.

Игры с годовалым ребенком в ванной

Прежде чем говорить о том, в какие игры с ребенком в год можно играть в ванной, напомним о необходимости соблюдать правила безопасности. Никогда не пренебрегайте ими, чтобы избежать беды.

  1. Ни при каких обстоятельствах нельзя оставлять ребенка одного в ванной. Даже если вы отойдете всего лишь на несколько секунд, за это время может случиться беда. К примеру, ребенок захочет встать и вылезти из ванной, а так как ванна скользкая, малыш может поскользнуться и упасть. Это может стать причиной серьезной травмы.
  2. Всегда помните о том, что захлебнуться ребенок может даже в ванной, в которую набрано совсем небольшое количество воды.
  3. Не менее важна и температура воды в ванне. Перед тем, как опускать ребенка в воду обязательно проверьте, не слишком ли она холодная или горячая. Желательно для этой цели приобрести термометр. Температура воды не должна превышать отметки в 38 градусов.
  4. Также для безопасности ребенка стоит приобрести коврик на присосках, который нужно класть на дно ванны. Он убережет ребенка от возможности поскользнуться и упасть.

При соблюдении всех этих правил безопасности купание будет приносить вам и вашему ребенку исключительно радость. А теперь о том, во что играть с ребенком в ванной.

  1. Один из самых доступных вариантов весело провести время в ванной комнате – это добавить в воду пену для купания. Покупать стоит исключительно детские пенки для ванны, так как они не раздражают слизистую оболочку глаз. Еще одним плюсом детских пенок является приятный фруктовый запах, который нравится малышам. Дети любят играться с пеной, ведь она такая красивая, нежная, да и еще вкусно пахнет! Но если ваш ребенок старается все попробовать на вкус, проследите, чтобы он не наелся пены. Кроме пены можно использовать различные детские шампуни, которые тоже очень вкусно пахнут. Шампуни, конечно же, тоже следует покупать детские, с пометкой «без слез».
  1. Малыши очень любят играть резиновыми игрушками во время купания. Их выбор очень велик – от фигурок животных до персонажей мультиков. С помощью таких фигурок можно учить животных, запоминать звуки, которые они издают, разыгрывать небольшие сценки.
  1. Если после путешествия на море у вас остались морские камушки и ракушки, их тоже можно пустить в дело. Но перед тем как давать ребенку камушки, убедитесь, что они не острые и не могут нанести вред малышу.
  1. Помимо камушков, ракушек и резиновых игрушек можно воспользоваться пластмассовыми игрушками, такими, как совочки, ведерки, формочки. Список очень большой, в общем, подойдет все то, с чем дети играют в песочнице. Естественно, если игрушки были в песке, их надо предварительно вымыть.
  1. Бюджетный вариант резиновых и пластмассовых игрушек – фигурки, выполненные своими руками. Для того чтобы сделать такие игрушки, понадобятся губки для мытья посуды, ножницы и воображение. Из губки можно вырезать звездочки, сердечки и другие простые фигуры. Такой способ развлечься обязательно понравится малышу.

Пальчиковые игры для годовалого ребенка

Пальчиковые игры не требуют абсолютно никаких финансовых затрат и, как правило, очень нравятся деткам. Суть пальчиковых игр заключается в том, что вы берете ладошку своего малыша и загибаете поочередно пальчики, приговаривая какой-нибудь соответствующий стишок. Например, этот пальчик в лес ходил (загнуть один пальчик на ладошке малыша), этот пальчик суп варил (загнуть второй пальчик) и так далее.

Вот еще один пример:

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)

Друг без друга им нельзя.

Игры с годовалым ребенком на улице

Придумать развлечения на свежем воздухе для малыша не сложно. Есть развивающие игры в 1 год, которые можно использовать только в определенное время года, а есть игры, которые можно проводить в любой сезон.

  1. Если говорить о сезонных играх, то осенью можно предложить малышу вместе собрать небольшой букетик из опавших листьев. В это время года листья яркие и разноцветные, они привлекают внимание малышей, поэтому большинству детей такое занятие придется по вкусу.

  1. Зимой деткам очень нравится кататься на санках. Можно попробовать найти около хотя бы небольшую горку и покататься.
  1. Весной тает снег, бегут ручьи… Вот ручьи и следует использовать для игр: сделайте бумажный кораблик и отправьте его в плаванье.
  1. Самое лучшее время для прогулок – лето. Тут уж и думать не придется, чем занять малыша! Мячик, цветные мелки для рисования на асфальте, песочница, горки, качели и еще куча других развлечений!

А вот покормить хлебом птичек можно в любое время года в любом ближайшем парке.

Идеи для развивающих игр с детьми 1-2 лет

Игры с годовалым ребенком в дороге

Часто бывает так, что необходимо куда-нибудь съездить с ребенком, и дорога предвещает быть долгой. Но кроха не желает ни минуты сидеть на месте, малышу хочется познавать мир и открывать для себя что-то новое, поэтому он начинает капризничать. Избежать истерик в дороге помогут несколько советов и интересные развивающие игры для детей 1 года, простые в организации.

  1. Возьмите с собой в дорогу несколько любимых игрушек малыша, и когда ребенок начнет капризничать, дайте ему эти игрушки и поиграйте вместе.
  1. Еще один вариант – это рассматривание картинок в книге. Цветные иллюстрации привлекут внимание ребенка, успокоят его, помогут запомнить названия предметов. Попросите ребенка показать в детской книжке или журнале определенный объект. Это научит ребенка связывать внешний вид объекта с его названием, а также поспособствует развитию наблюдательности.
  1. Если внезапная поездка застала вас врасплох, и вы не имеете при себе ни игрушек, ни книжек, в таком случае отлично подойдут пальчиковые игры для 1 года детей, про которые ранее рассказывалось в этой статье.
  1. Важной составляющей в развитии ребенка является знание собственных частей тела. Вы показываете малышу определенную часть тела, например, нос и называете его. Показывать при этом можно как на собственный нос, так и на нос ребенка. Через некоторое время малыш сам сможет указать и на свой и на ваш нос. Польза этой игры для детей 1 года в том, что она не требует никакого игрового материала, при этом отлично развивает координацию и позволяет ребенку осознать границы собственного тела.
  1. Веселая музыка из детских мультфильмов разрядит обстановку и развеселит ребенка. Совет: создайте на своем телефоне плейлист с детской музыкой и включайте ее, когда не знаете, чем занять малыша. Так же в интернете можно скачать уже готовые плейлисты или приложения.

1 4167 10 Февраля 2018 в 03:23 Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог

Вот и миновал первый год жизни вашего малыша. Позади остались пеленки и распашонки, первые прикормы и прочие заботы раннего возраста. Теперь маленький исследователь становится на собственные ножки. Готовится осваивать большой мир. И у родителей появляются новые вопросы: как развивать ребенка в 1 год? Какие навыки у него должны быть в этом возрасте? Во что играть, чем занять годовалого ребенка дома в течение дня?

Системно-векторная психология помогает безошибочно определить врожденные свойства и таланты детей. С ее помощью вы сможете уверенно направлять и корректировать развитие малыша.

Наша статья будет полезна для вас, если:

  • вы хотите идти в ногу со временем, знать самые эффективные развивающие методики;

  • вас что-то беспокоит в поведении или развитии навыков ребенка в 1 год, вы тревожитесь о том, достаточно ли знает и умеет малыш;

  • вы хотите успешно контролировать развитие малыша, вовремя предлагать ему новые игры и занятия;

  • вас интересует, как определить и максимально развить врожденные таланты ребенка, вырастить его успешным, реализованным и счастливым человеком.

Оптимальные условия — благополучное развитие

Мы привели в пример четыре вектора из восьми возможных. Современные дети в среднем обладают свойствами 3-4 векторов. Каждый из них оказывает свое влияние на развитие малыша. Чтобы его развитие гарантированно было благополучным, требуются такие условия:

  1. Воспитательная модель, построенная исходя из врожденных качеств и свойств ребенка. Простые примеры мы рассмотрели выше.
  2. Психологическое благополучие мамы малыша. Именно от нее ребенок получает базовое ощущение защищенности и безопасности. Когда мама нервничает, испытывает стресс — малыш утрачивает это чувство. Это негативно сказывается на его поведении и развитии.

Тренинг «Системно-векторная психология» дает возможность решить обе задачи комплексно. Вы сможете не только узнать все о талантах и развитии ребенка, но и избавиться от любых негативных состояний. От депрессий или обид, тревожности или вспыльчивости. Малышу нужна счастливая мама, которая идеально держит стресс в любых обстоятельствах. И стать такой может каждая:

Вашему ребенку всего годик — а это значит, что его развитие целиком зависит от вас. Его психика еще очень податлива и пластична. Она меняется автоматически — при изменении состояния мамы. Пусть малыша ждет самое успешное и счастливое будущее! Тренинг Юрия Бурлана всегда «на связи», чтобы помочь вам. Присоединяйтесь к бесплатному онлайн-тренингу, чтобы получить ответы на свои вопросы.

Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Откуда берутся умные дети? Почему один ребенок лучше учится в школе, чем другой? Психолог Анна Быкова, автор книги «Развивающие занятия ленивой мамы» знает точный ответ на этот вопрос. Все дело в том, как часто с ребенком в 1-2 года играли в самые простые игры, которые заставляли его удерживать внимание. Попробуйте — и лет через 5-6 оценим результат! Кроме того, эти игры на внимание помогут вам занять ребенка в дороге и во время незапланированного ожидания.

От чего зависит способность к обучению у ребенка? Понятно, что играет роль наследственность, — и это тот фактор, на который родители уже не могут повлиять, что пришло, то пришло. Но есть и другие факторы, которые напрямую зависят от усилий родителей, бабушек и дедушек. Что такого предложить младенцу, чтобы потом он был успешен в учебе? Можно ли на это повлиять?

Вопросы эти волнуют не только родителей, но и ученых. Как водится, проводили исследования, в ходе которых была установлена прямая взаимосвязь между интеллектом детей в 5 лет и в 10 лет. То есть дети, показавшие высокие результаты в тестах на интеллект в пятилетнем возрасте, такие же высокие результаты показали и в десять лет.

А вот с показателями интеллекта в возрасте 1–2 года такой взаимосвязи обнаружено не было: оценки интеллекта малыша никак не коррелировали с оценками в других возрастах. Почему? Может быть, что-то не то измеряли?

После длительных исследований ученые пришли к выводу, что на развитие интеллекта главным образом влияет способность удерживать внимание. Причем эндогенное внимание. То есть то, которое возникает изнутри, через собственную активность и волю, а не только как ответ на внешние раздражители.