Мурлыкайте на здоровье! Простые логопедические упражнения на постановку звука Р

После появления младенца у новоиспеченных родителей возникает множество поводов для забот и беспокойства. Это и здоровье нового члена семьи, и его нормальное физическое и психическое развитие.

Первое слово не менее важно, чем первые шаги. Вскоре малыш начинает хорошо говорить, но один звук так и не хочет ему поддаваться. Тогда мамы и папы задаются вопросом типа: «Как научить ребенка говорить букву «р»?».

Существует два способа решения такой логопедической проблемы: первый состоит в том, чтобы отвести ребенка к специалисту. Второй – попытаться собственными силами научить дошкольника говорить сложный и труднопроизносимый звук. Какой путь более эффективный?

Заниматься самостоятельно или довериться профессионалу?

Некоторые родители, обнаружив, что их чадо не может выговаривать звук «р», не видят причин для беспокойства. Они руководствуются стереотипом: другие научились, со временем и мой ребенок сумеет. На практике это далеко не так. Существуют разные причины, по которым дошкольнику не удается овладеть произношением достаточно распространенного в русском языке звука.

Если проблема не будет устранена в детском возрасте, то человек может всю жизнь картавить. Это вызывает психологический дискомфорт, может затруднить овладение письменной речью и чтением. Необходимо незамедлительно принимать меры по исправлению подобного речевого дефекта.

Алгоритм действий родителей должен зависеть от возраста ребенка. Если малышу от 2 до 3 лет, то паниковать не следует. Простые упражнения помогут научить красиво и четко говорить непокорную букву.

Если же сыну или дочке уже исполнилось 5-6 лет, то проблема того, как научить ребенка говорить букву «р», становится более актуальной. В этом случае целесообразно навестить логопеда.

Он проведет диагностику, то есть найдет причину, по которой у ребенка не получается выговаривать звук.

Некоторые дети просто не слышат и не выделяют такую фонему. Логопеды говорят, что нарушен фонематический слух. Значит, необходимо научить выделять звук в словах. В редких случаях речевой недостаток может быть вызван патологическими процессами, локализующимися в головном мозге. Это серьезное речевое нарушение, требующее продолжительной и упорной работы над произношением.

Специалист выберет самые эффективные методы коррекции звукопроизношения, которые помогут малышу выговаривать проблемный звук. Главное, начать занятия вовремя, пока неправильное произношение не закрепилось, а у ребенка не возник страх и неуверенность в своих способностях. Это бывает, когда родители начинают подсмеиваться над малышом или упрекать его в недостаточном старании.

Когда нужна помощь логопеда

Помощь логопеда может понадобиться тогда, когда:

  • Малыш в 4-5 лет нечетко произносит звуки,
  • Говорит мягко, невнятно, «глотает» звуки,
  • В 6 лет не произносит правильно звуки,
  • Говорит с запинками, не может ответить на вопрос, переставляет и путает слога.

Занятия с малышом будут увлекательны, познавательны и для него, и для взрослого. Самое главное — проявить внимательность и терпение, научиться слышать ребенка и помогать ему преодолевать трудности.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Когда отвести ребёнка к логопеду

Желательно сделать это до того, как малыш пойдёт в школу. Иначе проблема с произношением или восприятием «р» может сказаться на учёбе или общении со сверстниками.

Сколько времени займёт коррекция? Всё очень индивидуально: одним хватает трёх‑четырёх занятий со специалистом, а другим нужны месяцы регулярных тренировок дома под контролем логопеда. В любом случае во взрослом возрасте процесс исправления речевых ошибок потребует гораздо больше времени и усилий, чем в 6–7 лет.

Не заниматься, а играть!

Если все остальные звуки из русского алфавита ребенок освоил без проблем, то немного подкорректировать речевой недостаток можно и дома. Для того чтобы научить своего ребенка говорить букву «р», необходимо выполнять артикуляционные упражнения. Заниматься следует регулярно и целенаправленно. Прежде, чем начать их выполнение, лучше посмотреть, как это правильно делать, на специальном видео:

Параллельно с тренировкой мышц языка не забывайте акцентировать внимание малыша на этой фонеме. Преднамеренно выделяйте её в словах. Покажите малышу, как работают речевые органы, когда человек произносит букву «р». Это поможет научить кроху произносить желаемый звук.

Подготовка к овладению звуком должна состоять из выполнения таких упражнений (их делают перед зеркалом):

  1. «Чистим зубки». Губы ребенка находятся в положении «улыбка». Язык поднять вверх и провести его кончиком по внешней и внутренней стороне верхних зубов. Обязательное условие: нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  2. Поиграем в дразнилку. Рот приоткрыть. Высунув язык, опускать его вниз-вверх. Можно предложить малышу, в процессе выполнения этого упражнения, говорить какие-нибудь слова.
  3. «Заведи мотор». Стучать языком в нижнюю сторону верхних передних зубов, произнося букву «д». В это время производить движения чистым пальчиком по корню языка вправо-влево.
  4. «Катаемся на лошадке». Покажите дошкольнику, как цокать языком, подражая стуку копыт. Попросите его повторить такие звуки несколько раз. Контролируйте правильно выполнения упражнения. Ребенок не должен двигать нижней челюстью.
  5. Игра-соревнование «Xей язык длиннее?». Высовывайте язык как можно дальше вперед, не опуская его вниз. Попробуйте достать кончиком языка до носа.

Такие занятия должны напоминать игру. Тогда у ребенка возникнет желание выполнять упражнения. Рационально использовать и другие методы, чтобы справиться с задачей и решить вопрос: как научить ребенка говорить букву р. Учите чистоговорки. Их можно найти в логопедических книгах. Это небольшие стихотворения, где очень часто можно встретить букву «р». Ежедневно повторяйте с малышом стихи, где используются звуки «т» и «д» или сочетания «да-да-да», «та-та-та».

Научиться выговаривать звук «р», помогают звукосочетания «трррр!» либо «бррр!». Их следует произносить, не напрягая губы.

Не переживайте, если кроха не сразу станет говорить сложную букву. Упорство и положительный настрой обязательно помогут научиться артикуляции.

Постановка «Р» по Хватцеву

Эта методика была создана педагогом Михаилом Ефимовичем Хватцевым в 1959 году. Данный метод состоит из нескольких последовательных этапов:

  • Составление отдельных словосочетаний, содержащие похожие слова, отличающиеся в одну букву – жалко-жарко, вор-вол и другие.
  • Вызывание вибраций на языке механическим способом. Для этого производится стуки по деснам.
  • Получение звука «Р» от «Д».
  • Доведение проговаривания до автоматизма, проговариваем слогов и слов с этой буквой.

Эта методика активно используется и в настоящее время, хотя появилась она в период СССР.

Способ по Левиной

Роза Евгеньевна Левина в 1965 году создала свою собственную методику, которая состояла из упражнений для артикуляции для постановки буквы Р. Вначале занятий добиваются фрикативное Р, которое не имеет характерной вибрации.

  • Второй этап – тренировка звуков Ж, Ш. Нужно раздвинуть губы, но не округляя их. При этом нужно тянуть звук Ж и сдвигать кончик языка к верху.
  • На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.
  • Для получения Р используется Д, которая должна произносится на выдохе. Рот должен быть при этом открытым, а язык соединяется с верхними деснами.

Метод Богомоловой

Анна Богомолова в 1979 г. разработала свой курс постановки Р. Рот ребенка должен быть открыты, расстояния между зубами примерно в два пальца. Язык прижат к нёбу, чтобы максимально возможно растянуть уздечку. Педагог должен сдвинуть край языка, уздечка должна быть при этом свободной. Малыш делает полный вдох и проводит резкий выдох, задействуя при этом свой голос. Так происходит сочетание «ТЖ». Это нужно повторить несколько раз, чтобы закрепить эффект.

Как проводить логопедическую разминку

Все занятия с логопедом или в домашних условиях должны начинаться с разминки. Она несет ряд задач:

  • развивает моторику, артикуляцию;
  • улучшает нижнедиафрагмальное дыхание;
  • развивает ротовое и носовое произношение отдельных звуков;
  • активирует мышцы нёба, языка, глотки;
  • ставится голос ребенка и способность говорить с выражением;
  • вырабатывается чувство ритма;
  • улучшает мускулатуру артикуляционных мышц.

Здесь можно использовать различные скороговорки, стишки, детские песни.

Правильный звук Р

Логопеды рекомендуют ставить этот звук последним. Обычно это происходит в 5-6 лет. До этого возраста неправильное Р считается нормой. Многие дети начинают выговаривать ее самостоятельно, без усилий логопеда и специальных упражнениях. Есть случаи, когда помощь логопеда может потребоваться раньше. Это нужно если Р уже появилась, но в неправильной форме. Она может быть заменена на Л, В и другие. В норме Р должен произносится при:

  • расслабленных губах;
  • расстояние между нижней и верхней челюстью не превышает 5мм;
  • язык приподнят к деснам верхних зубов;
  • язык должен производить вибрацию;
  • средняя часть языковой мышцы слегка выгибается;
  • задняя часть прижимается к нёбу;
  • боковые стороны прижаты к верху;
  • голосовые связки соврешают интенсивные колебания.

Только в этом случае произношение может считаться нормальным и правильным.

Логопедические занятия дома на букву «р»

В логопедии много уроков связаны со звуком «р». Однако занятия можно проводить дома и без логопеда.

Как можно дома научить ребенка говорить букву р — выстроить грамотно план работы, который состоит из нескольких частей.

Артикуляционная гимнастика дома

Важно! К шести годам, когда малыш готов идти в первый класс, детский речевой аппарат должен хорошо натренирован. Букву «р» к этому возрасту детям обычно просто проговаривать. Если есть проблемы выговаривания согласных ,следует обязательно обращаться к специалистам.

Логопедические занятия дома:

  • Обязательно начинаются с разминки, артикуляционной гимнастики. Одновременно развивается речевое дыхание.
  • Затем следует разминка языка.
  • И только после этого можно приступать к работе над произношением буквы.

Советы логопеда

Занятия с логопедом на букву р всегда выстраиваются поэтапно. Поэтому, домашнее обучение также следует научиться проводить последовательно, не требуя от малыша сразу большого результата.

Важно разговаривать с малышом как моно чаще: на прогулке, дома, перед сном, в гостях. Обязательно и ежедневно тренироваться, читать детские книжки вслух.

Дополнительная информация! Нельзя перебивать ребенка, если он пытается что-то сказать, а произношение дается с трудом. Следует выслушать до конца все, что он хотел сказать, повторить за ним, исправляя ошибки. А самые трудные слова четко проговорить отдельно, затем — с ребенком.

Что мешает произнести букву «р» правильно

Даже имея во рту подготовленный инструментарий, дошкольники умудряются искажать злополучный звук. И на то есть несколько причин.

Короткая подъязычная связка

Также её называют уздечкой. Она мешает свободно двигать языком и поднимать его вверх. Чаще всего проблему обнаруживают ещё в роддоме. Если подъязычная связка не позволяет младенцу нормально сосать грудь, её подрезают. В более позднем возрасте уздечку, как правило, растягивают с помощью логопедических упражнений.

Нарушение фонематического слуха

Фонематическим слухом называют способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки речи. В норме малыш уже в три года улавливает разницу между похожими звуками — даже если и не умеет их произносить.

Иногда развитие фонематического слуха задерживается из‑за перенесённого отита, аденоидов или других проблем со здоровьем. В результате нарушается звуковой анализ и синтез: ребёнок не так слышит звук, пропускает его в речи или заменяет другим.

Неправильное речевое дыхание

Для корректного произношения нужно уметь управлять своим выдохом. Не у всех детей это получается: кто‑то во время вдоха поднимает плечи, другие дышат слишком поверхностно и неравномерно или не умеют распределять выдох по словам.

Глубокий прикус

При правильном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние примерно на треть, а остальные смыкаются друг с другом. А вот если прикус слишком глубокий, верхние закрывают нижние больше, чем наполовину. Добиться правильного положения языка с упором за верхние зубы становится сложнее.

Как коверкают букву «р»

На специализированных ресурсах Ротацизм описаны следующие основные варианты искажения звука «р», или по‑научному ротацизма:

  • Картавость, или горловое «р». Вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо. Такое произношение нормально для французской и немецкой, но не для русской речи.
  • Боковое «р». Язык одним боком прижат к верхним зубам, вторая сторона свисает, а кончик не вибрирует. В результате получается что‑то похожее на «рль».
  • Одноударное «р». Вместо того чтобы вибрировать, кончик языка один раз ударяется о твёрдое нёбо, образуя подобие английского r.
  • Носовое «р». На выдохе воздушный поток проходит не через рот, а через нос. Вдобавок кончик языка оттянут назад и не участвует в артикуляции. Фраза «Рома, открой двери!» превратится в «Нгома, откнгой двенги!».
  • Кучерское «р». И снова вибрация происходит не там, где нужно, а именно на сближенных губах. Малыш издаёт что‑то похожее на «тпру».
  • Параротацизм, или замена «р» другим звуком. Вместо «ребёнок» вы слышите «лебёнок», «гебёнок», «вебёнок», «яебёнок» или даже «ыебёнок».
  • Пропущенное «р». Малыш просто избегает сложностей. Говорит не «рыба», а «ыба», не «рад», а «ад», не «гром», а «гом».

Как одержать победу над сложным звуком?

Если у ребенка получилось рычать, необходимо закрепить успех. Не следует сразу же заставлять его выговаривать эту букву в словах. Пусть рычит, как мотор автомобиля, трактора, или пугает грозным львиным рыком.

На втором этапе необходимо научить правильному произношению в начале слов (трактор, дрова, драка) после согласных «т» и «д». Затем стоит задача: выговаривать звук в конце слов. Только после этого пробуйте научить произносить звук в середине слова.

Слагаемые успеха – терпение взрослых, доброжелательный настрой, настойчивость и уверенность в том, что ребенок обязательно сумеет красиво выговаривать трудный звук.