Почему еврейские дети становятся гениями: 7 принципов воспитания, секреты и правила израильских мам

«Любовь, которую ребенок испытывает к себе и своим родителям, позднее определит его отношение к человечеству, к Богу и прежде всего к его собственной семье» заявляет доктор психологических наук и мать четверых детей Мирьям Адахан в своей книге «Семейные связи». Но на чем строится эта любовь? Как правильно воспитать достойного человека и гражданина с точки зрения израильтян? Каковы основные принципы общения с ребенком? В этих вопросах мы попробуем разобраться в данной статье.

Воспитание детей в стране трех религий – взгляд со стороны

Для россиянина отношения израильской мамы с чадом покажутся странными, так как детям можно все – они лазят и ходят, где хотят, трогают и берут, что пожелают. Их не будут ругать за грязные штаны и футболку, которые стали зелеными с земляным отливом после игр со сверстниками на траве.

Детей воспринимают уже с первых месяцев жизни как личностей и учитывают их мнение.

Пример из жизни: К примеру, если ребенок не захочет отказываться от соски в 3 года, никто не станет настаивать – считается, что он сам потеряет к ней интерес, когда это будет необходимо.

Что делает семейная пара в России в случае ухудшения успеваемости и поведения своего сына или дочери? Правильно. Происходит семейный совет, на котором школьника единогласно помещают под домашний арест и отбирают у него игровые приставки, либо (в худшем варианте) наказывают ремнем.

Сравним ответные действия российских родителей с израильскими: в Израиле никаких строгих мер в такой ситуации не применяется – старшие не порицают своих детей, а в школе поведение и плохие оценки объясняют переутомлением и сразу же облегчают для обучающегося нагрузку, упрощая или сокращая домашние задания.

Нюансом в воспитании девочек является избавление их от эгоистических взглядов – это обосновывается ее будущей ролью, она должна быть заботливой и хозяйственной.

Мальчикам с детства внушают мысль о большой и дружной семье, они, как и их отцы, будут уделять много внимания своим детям.

Кстати, о численности…

За счет религиозных и культурных традиций еврейской и арабской общины в Израиле уже несколько десятков лет наблюдается постоянный прирост населения. В 2015 году Центральное статистическое бюро страны подсчитало, что у 301 тысячи семей иудеев и у 120 тысяч мусульманских пар три и более детей.

Население страны считается одним из самых молодых: 28% — это граждане до 14 лет. Для сравнения, в Европе этот показатель на 11% ниже.

Как евреи воспитывают своих детей — основные принципы воспитания

У израильтян есть свои особенности в отношении к младшему поколению. Предлагаем вам ознакомиться с главными из них.

  • Самостоятельность с первых дней

Кушать и ходить ребенок учится сам. Родители занимают позицию наблюдателей. Не принято бегать за чадом с ложкой и слюнявчиком. Типичная картина – в ресторане рядом с мамой, наслаждающейся основным блюдом, сидит ее маленький сынок и пытается управиться с бифштексом.

Кстати, если родителей не будет рядом, а с чадом что-то случится, то на помощь сбежится буквально вся округа. Автор статьи «Воспитание детей в еврейских семьях» на сайте israelrus.ru приводит пример из собственного опыта: однажды он наблюдал, как один мальчик на улице упал со скутера и расцарапал колени. Сразу же начали подбегать пешеходы и проезжавшие водители (из-за чего на дороге образовалась пробка), все предлагали свою помощь и участие. Кто-то дал салфетки, а кто-то попытался успокоить.

В 4 года детей могут отправить в магазин поблизости, с 9 лет им разрешено самостоятельно переходить улицу, а ученики младшей школы вправе отводить в садик своих братьев и сестер.

Такое отношение рождает не вседозволенность внутри будущей личности, а чувство доверия и уважения к самому себе. Формируется мысль не о безразличии со стороны взрослых, а об одобрении производимых действий.

  • Любовь и похвала

В еврейской семье царит безусловная любовь, не опирающаяся на список из 300 пунктов под названием «Мой сынок должен». Хвалят за любое достижение и минимально полезный поступок. Что это дает? Так искореняется боязнь пробовать что-то новое и совершать ошибки. Подобное отношение воспитывает здоровую и счастливую личность. Такая система выходит далеко за пределы ячейки общества.

К примеру, в интервью интернет-журналу BeInIsrael PR-специалист Эстер Кац, несколько лет назад переехавшая в Израиль вместе с дочкой и мужем, заявляет, что в местной школе детей любят, а в российской – учат.

Автор рассказывает, что в системе образования к любому школьнику относятся хорошо, в независимости от его уровня интеллекта и познаний. Нет привычных родительских собраний, где ругают провинившихся и хвалят отличившихся. Процедура происходит иначе: все важные вопросы обсуждаются между родителями, преподавателем и учеником в течение 10-15 минут, при возникновении проблем обдумываются пути их совместного решения.

  • Полное принятие и благосклонное осуждение

Несмотря на обилие похвалы и безусловную любовь ребенок иногда может серьезно напакостить – разбить в соседском доме стекло, подраться или разбить любимую мамину вазу. Но даже в этом случае родитель не будет сокрушаться и ругать его – обычно проводится разговор в довольно дипломатических тонах. Считается, что любое слово или действие старшего может кардинально изменить жизнь дитя.

Прибегнем к объяснению такого поведения из литературы. В книге Мирьям Леви «Эффективное еврейское воспитание» несколько глав уделяется борьбе с гневом в отношении поведения чада.

Автор заявляет, что предотвратить это разрушающее чувство легко – главное, не требовать от своего ребенка совершенства и принимать его всяким. Одной из причин возникновения раздражения Леви считает обычай судить и осуждать. Писательница предлагает делать это более благосклонно, без отрицательного умысла. Ведь суд – это, прежде всего, прерогатива Бога. К тому же, еврейская традиция отрицает негативную оценку и осуждение людей.

  • Уважение к родителям и их пример

Израильские дети относятся с большим уважением к маме и папе, а взрослые привыкли выражать любовь не только к малышу, но и друг к другу. Так у чада формируется чувство безопасности и полной защищенности. Неудивительно, что становясь взрослыми, они формируют внутри своей собственной ячейки общества подобный микроклимат.

В Торе есть четкие предписания касаемо отношения к старшим:

  1. Уважай отца своего и мать свою.
  2. Бойся матери и отца своего.

В Талмуде приводятся практические примеры: почитание выражается в принятии слов старших и отсутствии противоречий, в признании возвышенного их отношения, уважение заключается в прислуживании и помощи отцу и матери и приданию им особого достоинства и важности. Боязнь понимается в значении «благоговение».

  • Рациональное распределение времени

В отличие от российских, у израильских детей есть детство. Их не заставляют ходить в пять секций сразу, в течение дня время должно уделяться и обучению, и хобби, и отдыху. Так, ребенок успевает посетить сад/школу, поспать, погулять и попрактиковать любимое хобби.

Особенности воспитания детей в еврейских семьях

Современные мамы вовсю штудируют умные книги по воспитанию, читают блоги детских психологов, ходят на курсы «для лучших родителей» и всячески стараются правильно воспитывать своих чад. Еврейские мамы на курсы не ходят — в культуре этой национальности заложены и передаются из поколения в поколение такие принципы воспитания детей, которые позволяют им добиваться своих целей и получать лучшие результаты.

Самостоятельность — залог успеха

Проще добиться цели, когда ты уверен, что всё можешь.
Когда ты всё можешь САМ — цель становится ближе в разы.

Позволить ребёнку сделать самому — значит позволить ему научиться этому действию

Как только ребёнок дорастает до того возраста, когда он физически в состоянии выполнять то или иное действие, родители позволяют выполнить его самостоятельно. Например:

  • в год ребёнку разрешено есть самому,
  • в пять — вынести мусор,
  • а в семь — сходить в ближайший магазин за покупками.

Не помогать, а поддерживать

Пожалуй, это принцип вытекает из предыдущего.

Большое дело начинается с маленького шага

Лучший способ помочь — это похвалить за то, что уже сделано и поощрить на выполнение большего. «Коль хаатхалот кашон», — говорят старшие: «Все начала трудны». А если постараться и сделать ещё и ещё раз, всё получится непременно.

Доверие стимулирует

Многие родители заметили, как горд и счастлив ребёнок, которому что-то доверили. И даже неважно, большое это дело или не очень. Ребёнка стимулирует сам факт, что дело поручили и доверили ему — а значит, он достаточно взрослый и всячески постарается это доверие оправдать.

Ребёнку важно знать, что ему доверяют

Худшее, что может сделать родитель для воспитания самостоятельности и активности ребёнка — это тотальный контроль и исправление результатов труда малыша. Это убивает инициативу и всяческое желание трудиться. Еврейские мамы это хорошо знают.

Счастливый ребёнок чистым не бывает

Может ли быть чистым кроха, который сам кушает ложкой в годик? Который без упрёков лазает по деревьям и играет на земле? Вопрос на самом деле риторический.

Ребёнок должен пачкаться и это норма

Маленькие замурзайки с пятнами и дырками на одёжках — норма в еврейском обществе. Испачканная или порванная одежда не только не повод для расстройства, но даже не причина спешить переодеть малыша. Ребёнок должен бегать, прыгать, кувыркаться, лазать по деревьям, а значи,т его внешний вид не может быть безупречным в любую минуту.

А если вспомнить, что в еврейских семьях зачастую много детей, становится понятно, что так удобнее и для крох, и для мам: только представьте, сколько времени на переодевание и приведение в порядок внешнего вида каждого малыша им приходилось бы тратить.

С неряшливостью можно смириться

Европейские и российские мамы часто зациклены на чистоте и гигиене, вымывая по трижды в день комнаты и всё, с чем контактирует их ребёнок. Еврейские мамы не зацикливаются на порядке дома. Ведь там, где живут дети, предметы имеют обыкновение падать, проливаться и просыпаться, пачкать, липнуть. И не стоит делать из этого трагедию.

Еврейские мамы не зацикливаются на чистоте вокруг детей

Дети должны жить в комфортных для них условиях, а привычку к чистоте нужно прививать постепенно.

Детской энергии необходимо давать выход

Ребёнок не может долго сидеть на одном месте в силу своей физиологии и незрелости психики. Ему можно и нужно бегать, прыгать и везде лезть.

Энергия ребёнка должна найти себе выход, поэтому детям необходимо бегать и шалить

Еврейские мамы не ограничивают активность малышей, позволяя им выплёскивать безудержную энергию. Ограничение лишь одно — активность должна быть безопасна для ребёнка и окружающих его людей.

Можно многое, но не всё

Самостоятельность еврейских детей, несмотря на раннее её воспитание, между тем не имеет ничего общего со вседозволенностью. Да, ребёнок может пачкаться, бегать, кричать и шалить. Но есть границы, которые определены очень чётко.

Уважение к старшим прививается в еврейски семьях в раннем возрасте и довольно строго

Уважение к старшим — те рамки, пересекать которые еврейскому ребёнку не дозволено ни в коем случае. Так же строги родители в вопросах, касающихся ответственному отношению к учёбе, собственному здоровью и других важных вещей. Это как раз те случаи, когда ребёнок может заслужить наказание, вплоть до физического.

Кто в семье главный?

Знакома ситуация, когда ребёнок — пуп Земли и вся семья бегает вокруг, дабы угодить его пожеланиям? В еврейских семьях такого не бывает.

Система воспитания детей в еврейских семьях не дозволяет ребёнку стать главным, поставив его интересы выше потребностей родителей

Здесь чёткое понимание того, что родители главнее, а значит, их действия и потребности имеют приоритет. И если, к примеру, ребёнку нужно развлечение в тот момент, когда родитель нуждается в отдыхе, еврейский малыш будет развлекать себя сам, а не повиснет на маме со слезами.

Ребёнок может сам контролировать своё поведение

Наказания в еврейских семьях редки. А вот поощрения при условии выполнения или невыполнения каких-то важных действий распространены повсеместно.

Еврейские родители поощряют контроль ребёнка за собственными действиями и поступками

Ребёнок очень быстро понимает, что совершить то или иное действие, сулящее выгоду, полезно для его же блага. Разбить стекло соседского окна не выгодно — родителям придётся тратиться на приобретение нового. А ведь вместо этого можно было бы целый месяц покупать мороженое.

Поощрять любое начинание

Замечайте то, над чем старался ваш ребёнок, и в следующий раз он будет стараться ещё сильнее.

Что бы ни сделал ваш ребёнок, его старание должно быть отмечено

Мамы-еврейки гордятся и обязательно хвастаются перед окружающими любым достижениям своего отпрыска. Первый шаг, новое слово в речи, рисунок-мазня или подгоревшие блинчики — не важно, какой результат показал ребёнок, даже в этом действии можно и нужно найти что-то, достойное гордости и восхищения. Это стимулирует ребёнка двигаться дальше.

Всегда есть кто-то кроме мамы и папы

Еврейских детей воспитывают не только мама и папа. Любой прохожий на улице может обратиться к чужому ребёнку, подсказав, посоветовав или помогая, когда это нужно. Такой подход к воспитанию имеет как плюсы, так и минусы. Из положительного: ребёнок находится под постоянным присмотром, а значит, в случае опасности его не оставят один на один с бедой. Из отрицательного — поощрения, как то конфетки или печенье, ваш ребёнок получит, даже если он аллергик, при этом вашего на то позволения никто даже не вздумает спросить.

Но дети знают, что за ними наблюдают и могут прийти на помощь не только родители или другие люди. Здесь очень сильна вера в Бога.

Бог с тобой даже тогда, когда кажется, что ты один

Поэтому дети чётко знают, что каждый их поступок не останется незамеченным, даже если он совершён без свидетелей. Так воспитывается совестливость, а ещё уверенность в том, что всегда есть кто-то, кто поможет, когда это особенно нужно.

Нет хороших или плохих детей. Нет хороших или плохих национальностей. Но самое важное в системе воспитания стоит перенять у тех, кто поколение из поколения растит людей, способных добиваться успеха даже тогда, когда вокруг насмешки и ухмылки. Еврейские дети этому наглядный пример. Зачастую будучи объектом насмешек и непонимания со стороны сверстников, они достигают лучших результатов благодаря уверенности в собственных силах и упорности, воспитанной с самого раннего возраста.

  • Татьяна Захарова

Маркетолог, копирайтер, мама двоих детей.

Как евреи наказывают своих детей — законы в Израиле

Среди принципов воспитания в израильских семьях нет ни слова о порицании и отцовском ремне (ох уж это советское детство!). Давайте разберемся в том, есть ли наказания у этих детей, и насколько суровыми они являются.

Первое, что должен сделать родитель, если видит неверное и оскорбительное отношение со стороны ребенка, — объяснить ошибочность действий и посоветовать, как правильнее поступить в подобном положении в следующий раз.

Говорить при этом нужно ласково и мягко. На языке Торы этот метод называется увещеванием. Считается, что разговор должен происходить в тот момент, когда чадо будет готово услышать и осознать, поэтому беседы о некоторых проступках откладываются на часы или даже дни. При повторении проступка старший обязан снова прибегнуть к силе красноречия.

Телесные наказания применяются в самых крайних случаях для предостережения от дурного поведения в дальнейшем. Согласно Талмуду, они используются при нарушении определенного запрета, и о возможности такой «кары» сообщается заранее.

Считается, что бить детей запрещено – за это лишают родительских прав. На улицах часто можно встретить плачущего малыша и бездействующую мамашу – поверьте, ей не все равно, она просто не имеет права физического и морального воздействия на разбушевавшегося сорванца. Но это можно сделать в воспитательных целях в порядке исключения дома.

Притом отец или мать должны исходить не из чувства мести, а из необходимости. Рекомендуется показывать провинившемуся, что для «карателей» процедура тоже является не особо приятной, скорее необходимой.

Среди распространенных наказаний в израильских семьях можно выделить лишение удовольствий и привилегий, отсылка в комнату или прекращение любой коммуникации на несколько часов.

Еще один вид наказания приводит автор статьи «Воспитание детей в еврейских семьях», опубликованной на сайте Israelrus: в случае с разбушевавшимся дитем отлично помогает фраза «сядь на пол», в переводе на язык малыша означающая «не двигайся и стань неактивным», что по-настоящему страшно.

Отношения между детьми в Израиле

В Израиле принято любить и поощрять начинания маленьких членов коллектива. Как строятся у них отношения между собой? В школе, например, всегда царит дружелюбная атмосфера, здесь не может быть и речи о рукоприкладстве и дружественных бодрых пинках на перемене, как в русском классе.

Пример из жизни: Одна белорусская семья, эмигрировавшая в Израиль так рассказывает о случае с русским мальчиком, который давал сдачи своим одноклассникам. Руководство учреждения перевело его в другую школу после нескольких предупреждений ученику и его родителям. Интервьюируемые утверждают, что к новичкам часто приставляется волонтер, который помогает адаптироваться и подтянуть язык. Одноклассникам учитель обязан объяснить, что нового человека в коллективе следует поддержать.

Пример из жизни: Что удивительно, Илья Франк в блоге Шакшука.ru повествует о совершенно противоположной ситуации: его дочка столкнулась со случаем не то что буллинга, но некоторой агрессии со стороны израильских детей. После первых дней в школе ребенок заметил негативное к себе отношение – его толкали и шлепали по лицу во время перемен. Автор предположил, что подобные инциденты могли быть вызваны языковым барьером. В первом же случае ивритом школьник владел, пусть и не на уровне своих сверстников.

Ранее упоминалось, что основными нациями, проживающими на территории страны, являются евреи и арабы. В ходе интервью сайту БЕЛСАТ репатрианты из Беларуси признаются, что дети этих двух национальностей проводят свое детство обособлено – у них разные садики и учебные заведения. Утверждается, что шанс встретиться и пройти совместное обучение им выпадает только в институте. Вероятно, поэтому существует некоторое противостояние между этими двумя нациями.

Проблемы семьи и воспитания

Профессор Иегуда Элицур в своем докладе «Положение и роль женщины» на конференции по еврейской философии еще в конце XX века наметил основные проблемы современной ячейки общества.

  • Корень зла, по его мнению, исходит от современной тенденции равенства полов. Объясняется конфликт с использованием забавных метафор: муж раньше был «министром иностранных дел», а жена – «министром внутренних», и их обязанности были четко разграничены. Сегодня супруга получает равноценное со своим спутником образование и зарабатывает порой больше него. Отсюда вытекает появляющееся в отношениях напряжение, что пагубно влияет на дитя, ведь малыш учится вести себя и проявлять эмоции, наблюдая за старшими. Кроме этого, матери все меньше уделяют внимание своим чадам в силу постоянной увлеченности рабочим процессом, их сегодняшний образ жизни далек от того, который был описан в священных книгах и популярных среди израильтян трактатов.
  • Также автор доклада выделяет проблему популяризации сексуального наслаждения, что в корне меняет значение слова «любовь». Подражание «звездам», которые постоянно меняют партнеров, приводит к изменам и краху собственного брака. Такое положение дел также влияет на сознание маленького гражданина – он часто не знает о том, что такое полноценная семья, и не умеет правильно распределять роли между родителями (Согласно статистике, число разводов по отношению к количеству браков сегодня в Израиле равно 40%).
  • По словам создателей блога «Ваше всё», основная сложность в воспитании израильских детей – во вседозволенности, из-за всеобщего поощрения они часто становятся неуправляемыми и начинают «вить веревки» из старших, при этом запросы каждый год все растут. Избалованность – это во многом диагноз, так как будущие члены общества при таком отношении оказываются совершенно неподготовленными для жизни.

Молодые педагоги больше не хотят идти в школу – это объясняется поведением подопечных, которым позволено разговаривать на уроке и неуважительно обращаться к преподавателям.

Выводы

Принципы воспитания, описанные выше, формируют свободную личность, не зацикленную на своих комплексах и недостатках, а стремящуюся жить счастливой жизнью и заниматься любимым делом. Такой подход формирует настоящих гениев.

Вот несколько фактов из истории:

  • Среди обладателей Нобелевской премии самой многочисленной нацией являются евреи – 38% за все время.
  • У них самые высокие показатели IQ – людей со значением теста 140 среди представителей Израиля больше в 6 раз, чем в остальных национальностях.
  • Именно евреи породили монотеизм и христианство, существенно повлияв на развитие западной цивилизации.

Впечатляет?

Приведенные доводы доказывают, что отношение к малышу закладывает основы свободного мировосприятия и интерес к научным открытиям и изысканиям. Высокая рождаемость и обилие многодетных семей говорит о преемственности родительского опыта и умении привить истинные ценности.