Развитие детей в возрасте 6 лет. Что должен уметь делать ребенок в шесть лет?

Шесть лет – это волнительный возраст как для ребёнка, так и для его родителей. От его знаний и умений зависит зачисление в школу и успешность обучения. Существует ряд норм развития, по которым приёмная комиссия оценивает физическое, психическое и эмоциональное развитие.

Шесть лет – это старший дошкольный возраст. Безусловно, к этому времени уже просматривается личность ребёнка, его психотип и предрасположенность к определённому роду занятий. Однако, при анализе уровня развития стоит ориентироваться на усреднённую планку навыков.

Ребенок должен уметь:

— находить различия между двумя предметами;

— беспрерывно заниматься чем-то (упражнением, игрой) дольше 15 минут;

— подражать – мимика, жестикуляция, копирование рисунков;

— вести диалог — осмысленно отвечать на вопросы и задавать их;

— запоминать короткие отрывки прозы и стихи длинной не более четырёх предложений;

— узнавать песню или рассказ по отрывку;

— находить «лишний предмет» из предложенного списка и обосновывать свой выбор;

— складывать мозаику, конструктор или лепить фигурку по образцу;

— рисовать – на рисунках ребёнка чётко распознаются: животные, объекты и т. д;

— заполнять рисунок цветом – раскрашиванием, штриховкой;

— писать буквы и цифры или хотя бы часть из них;

— кататься на трёхколёсном велосипеде или самокате;

— самостоятельно совершать гигиенические процедуры, одеваться, обуваться, раздеваться и т. д;

— уметь аккуратно вырезать ножницами;

— ориентироваться в пространстве – понимать, где лево, где право, где верх, а где низ.

Шесть лет – это самое подходящее время, чтобы научить ребенка убирать за собой, быть внимательным и усидчивым.

Нет ничего страшного в том, что девочка любит более «мальчишеские» занятия или мальчик предпочитает «девичьи игры». Дети в этом возрасте познают мир и интересуются всем, что их окружает.

В 6 лет ребёнок уже чётко осознаёт собственное «я», умеет анализировать и отдавать себе отчёт в собственных действиях, ставить цели, а также чётко объяснять свои чувства. Формируются такие качества, как любознательность, сострадание, проявление заботы, самоуважение. Самооценка строится исходя из анализа внешней оценки как взрослых, так и сверстников, и имеет тенденцию расти.

Уровень мышления, развивающийся на шестом году жизни, позволяет ребёнку проявлять следующие способности:

— выносить из ситуации урок, делать вывод;

— противопоставлять и сравнивать предметы и события;

— группировать объекты, животных и насекомых по общим признакам;

— описывать изображённое на картинке, строить простой рассказ; придумывать, чем бы мог закончиться рассказ или фильм, если бы герой поступил иначе;

— применять теоретические знания на практике.

Дошкольник, даже при том условии, если он не ходит в детский сад, осознаёт себя частью социума и владеет простыми навыками коммуникации: — здоровается и прощается;

— благодарит за услуги и подарки;

— стремиться быть понятым как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников;

— проявляет симпатию и антипатию к людям;

— активно включается в коллективную деятельность;

— проявляет целеустремлённость и терпение, при воплощении поставленной задачи.

Благодаря жажде познания и тяге ко всему новому, 6-летний ребёнок отличается следующими интеллектуальными способностями:

— формирует и задаёт вопросы;

— запоминает и использует полученную информацию в диалоге;

— производит простой звуковой анализ слов;

— знает, как поддержать разговор со сверстником или взрослым;

— способен на длинный монолог;

— умеет кратко пересказывать увиденное или прочитанное, отделяя первостепенное от второстепенного;

— способен коллективно фантазировать со сверстниками, совершенствуя и дополняя правила старой игры.

Как подготовить ребенка к школе правильно

Дети на шестой год жизни продолжают воспринимать мир через игру. Потому обучение должно проходить именно в такой форме. Уроки нужно делать интересными, но короткими. Концентрация внимания у детей еще слабая, потому долго учиться они еще не могут. Занятия должны чередоваться с отдыхом. Вот основные навыки, которые стоит развивать в ребенке перед школой

  • Грамотная речь
  • Математика и счет
  • Музыкальное и творческое восприятие мира
  • Развитие логики

Родители должны разговаривать с ребенком правильно, строить простые грамотные предложения. Его речь во многом зависит от того, что они слышат от папы с мамой. Ошибки малыша нужно исправлять, делать это мягко и ненавязчиво, иначе в ребенке могут развиться комплексы. Хорошо развивают речевые навыки книги, обучающие фильмы. Просите дошкольника пересказать содержание прочитанной сказки или просмотренного видео. Старайтесь задавать ему вопросы, узнайте, что ему пон6равилось в той или иной сказке, где происходило действие в фильме, как бы он поступил на месте главного героя. Играйте с ним в ролевые игры, стимулируйте общение с другими детьми. Отвечайте на многочисленные вопросы «почему?», «что?», «где?» и «как?», которые возникают у малыша.

Математические способности и логическое мышление в ребенке хорошо развивают простые задачки. Дошкольнику намного легче дается счет, сложение и вычитание, если оно имеет под собой практическую основу. Играйте с малышом в магазин, пусть самостоятельно считает деньги, необходимые для покупки, отсчитывает сдачу. Девочек можно приучать к кухне, поручая им измерить сколько продуктов необходимо для приготовления того или иного блюда. Мальчики могут пересчитывать свои машинки, определять сколько у них деталей, как быстро они могут ездить, и сколько километров проедут за час. Таблица умножения им пока еще не нужна, но дома на стенке ее можно повесить. Дети будут пассивно запоминать основные примеры.

Обязательно занимайтесь с детьми творчеством. Разукрашки, альбомы для рисования, карандаши и краски должны быть в арсенале обучающих материалов. Многие дошкольники проявляют способности к изобразительному искусству, рисуют в шесть лет великолепные картины. Лепка из пластилина, аппликации, оригами помогут совершенствовать мелкую моторику пальцев, развивать координацию движений. Попробуйте научить кроху держать карандаш и ручку в обеих руках. Такой способ обучения укрепляет в мозге связи между двумя полушариями. Дети, которые более-менее хорошо владеют обеими руками, лучше учатся.

Важное место в подготовке к школе занимает правильный режим и физические упражнения. Развивать выносливость в ребенке помогают длительные прогулки, походы, занятия в спортивных секциях. Дети должны вовремя ложиться спать, так как скоро им придется рано вставать. Обратите внимание на питание дошкольника. В его рационе должно быть достаточное количество овощей и фруктов, мяско, рыбка, молочные продукты. Не стоит злоупотреблять сладостями, шоколадом. Есть шестилетка должен четыре раза в день, в одно и то же время. Не балуйте его перекусами, потому что они портят аппетит и могут привести к избытку массы.

Развитие речи у ребенка в 6 лет

6-летний ребенок:

  • составляет сложносочиненные распространенные предложения, содержащие до 10 слов;
  • понимает смысл обращенной к нему речи;
  • способен внимательно, не отвлекаясь, слушать речь другого;
  • способен вести диалог;
  • понимает смысл практических и учебных задач;
  • использует образные выражения, устойчивые словосочетания;
  • замечает ошибки в своей и чужой речи;
  • изменяет слова с помощью приставок и суффиксов;
  • ориентируется в причинно-следственных, временных, пространственных понятиях;
  • обобщает и классифицирует предметы по различным признакам.

Словарный запас у старшего дошкольника составляет 3500 слов и делится на активный (который используется постоянно в повседневной речи) и пассивный (понятия, которые ребенок знает, но не использует или применяет редко). Дошкольник не знает точного значения 30% слов в своем запасе. Задача развивающих занятий — развитие осознанности и управляемости речи. С ребенком играют в речевые игры («Города», «Составь рассказ»), читают книги и анализируют сюжет.

К 7 годам речь для дошкольников — средство полноценного общения, язык становится частью сознания. Ребенок уже не испытывает трудности с подбором слов и составлением предложений. Развиваются монологическая речь, языковое и речевое внимание, память. В младшем школьном возрасте дети овладевают письменной речью, которая строится на особенностях языка, сформированных в старшем дошкольном возрасте. Развитие грамотной речи — основная задача психолого-педагогических и логопедических занятий.

Мышление и умственное развитие шестилетнего ребенка

Мыслительные способности человека непосредственно связаны с речью, благодаря ее развитию у дошкольника к 6 годам формируется сложная форма мышления — логическое.

Оно включает в себя следующие операции:

  • использование логических понятий и конструкций;
  • сопоставление фактов;
  • выдвижение и доказательство гипотезы;
  • оперирование образными, абстрактными и словесными рассуждениями;
  • формулирование вывода.

Особенности развития мышления у шестилетнего ребенка.

Благодаря развитой логике ребенок сможет осваивать учебную программу и ориентироваться в классно-урочной системе. У него формируются внутренняя речь и навыки счета в уме.

Для развития логических операций используют следующие приемы:

  • игра в ассоциации;
  • составление сказок на основе знакомых сюжетов;
  • игры с пазлами, составными картинками;
  • решение головоломок и ребусов;
  • настольные игры, в которых участвует вся семья;
  • игра в шахматы и шашки;
  • игры «Найди пару».

Психологи включают в программу работы со старшими дошкольниками курс рисования одновременно двумя руками. Эти занятия развивают логику, пространственные представления, координируют работу обоих полушарий головного мозга.

Математические знания

Математические знания играют большую роль в развитии детей.

С развитием мышления у ребенка формируется база математических знаний.

К 6 годам дошкольник должен уметь:

  • определять время по часам;
  • разделять понятия часа, минуты, секунды;
  • считать до 100;
  • записывать двузначные числа;
  • складывать числа в пределах 20;
  • ориентироваться в понятиях «больше» и «меньше»;
  • рисовать прямые линии и геометрические фигуры.

Для изучения цифр и знаков педагоги используют игровые формы и приемы. Развивать навыки счета можно без специальных занятий: предлагайте ребенку посчитать камни на дороге, деревья в парке, фонари у дома. Для детей важна наглядность, поэтому считайте количество подручных предметов и складывайте полученные значения, показывайте способы выполнения математических примеров. Для автоматизации навыков счета предлагайте игры «Соедини по точкам».

Окружающий мир и знания о нем у шестилетнего ребенка

Старший дошкольник:

  • знает свое полное имя, фамилию;
  • знает свой пол, умеет различать пол людей;
  • различает людей по возрастным критериям;
  • знает состав семьи, ориентируется в родственных взаимоотношениях;
  • отмечает принадлежность к социальной группе;
  • знает профессии;
  • имеет знания об общественных праздниках, знаком с традициями;
  • имеет представление о мире, планете Земля;
  • различает виды водоемов;
  • знает различия между городами и странами;
  • ориентируется во временах года, частях суток, месяцах;
  • знает дни недели;
  • ориентируется в понятиях будущего и прошедшего времени;
  • различает птиц, диких и домашних животных, хищников и травоядных;
  • имеет запас знаний о растениях, кустарниках и деревьях, цветах, плодах;
  • объясняет явления природы.

Представления об окружающем мире.

Память и внимание

В 5-6 лет формируется произвольность психических процессов. Ребенок прилагает усилия для запоминания и воспроизведения информации и удержания активного внимания на объекте. С детьми проводятся занятия на развитие концентрации внимания и расширение объема памяти.

Объем памяти старшего дошкольника составляет 7-10 символов. Через час после их запоминания ребенок должен воспроизвести минимум 6 символов.

Дошкольник способен удерживать внимание и выполнять неинтересную работу в течение 20 минут, после чего требуется активная деятельность.

Для развития внимания и памяти ребенку предлагаются игры:

  1. Запомнить ряд из картинок, которые требуется нарисовать по памяти.
  2. Найти различия между картинками.
  3. Предложить запомнить предметы, которые меняются местами или убираются из визуального ряда.
  4. Запомнить ряд из цифр, которые потом складываются.
  5. Предложить вспомнить дорогу из дома до детского сада с мелкими подробностями.

Основные направления развития шестилетнего малыша

Занятия с детьми включают:

  1. Развитие познавательных процессов, обучение приемам освоения знаний, отработка умений. Это необходимо для умственного развития детей 6 лет.
  2. Работу с поведением, дисциплиной.
  3. Развитие эмоционально-волевой сферы, снижение тревожности, возбудимости, повышение самооценки.
  4. Отработку коммуникативных навыков, устранение проблем в общении.
  5. Работу с неврологическими проблемами (утомляемостью, бессонницей, головными болями). Важно контролировать режим дня ребенка, избегая переутомления. Применяют техники саморегуляции и сохранения телесных функций.

Подготовка к школе шестилетнего ребенка

Готовность к школе делится на:

  1. Личностно-мотивационную — желание ребенка получать знания в рамках школьной системы, умение соблюдать правила, дисциплину.
  2. Интеллектуальную — развитие психических функций и их произвольность, готовность воспринимать и перерабатывать информацию.

Старшие дошкольники делятся на 2 группы:

  1. Дети, которые по внутренним предпосылкам готовы сменить игровую деятельность на учебную.
  2. Дети, которые по внутренним предпосылкам не готовы к смене ведущего типа деятельности.

Психолог диагностирует дошкольников, определяя, к какой группе они относятся, после чего составляет программу деятельности для активизации познавательных процессов детей первой группы и для повышения мотивации к обучению — второй.

Процесс подготовки к школе.

Характеристика готового к школе ребенка:

  • активный, интересуется новой информацией;
  • способен самостоятельно находить информацию;
  • любит экспериментировать;
  • обращается за помощью в сложных вопросах;
  • осознает свои эмоции, понимает эмоции окружающих;
  • активен в процессе обучения;
  • способен сопереживать;
  • способен оценивать произведения искусства;
  • общителен.

Обязательный момент, на который стоит обращать внимание — смена молочных зубов на основные. С выпадением зубов в организме происходят физиологические изменения, которые влияют на развитие психических способностей.Необязательно учить ребенка читать к школе, с этим справится педагог, достаточно знать буквы.

Важно развивать моторику, чтобы организм справлялся с предстоящей нагрузкой, обязательна физическая активность.

Основной задачей является создание позитивного отношения к школе. Для этого читают рассказы про школьников, смотрят фильмы, ходят на экскурсию в школу.

Физическое развитие ребенка в 6 лет

Для того, чтобы оценить физическое развитие шестилетки используют различные тесты. В этом возрасте четко видна разница между строением тела мальчика и девочки. На рост и вес детей влияют следующие факторы:

  • Питание
  • Наследственность
  • Гормональные особенности организма
  • Физические нагрузки
  • Продолжительность сна
  • Психологическая обстановка в семье
  • Пол ребенка
  • Климатические и географические условия проживания
  • Этническая принадлежность.

Темпы роста в 6 лет ускоряются, дети вырастают приблизительно на 5-6 см, их вес увеличивается на 2,5-3 кг. На протяжении года они растут неравномерно, весной и летом быстрее, осенью и зимой медленнее. Такая тенденция сохраняется до пубертатного периода. Мальчики могут вытягиваться чуть быстрее девочек. Заметна разница физического развития и в активности детей. Мальчишки более подвижны любят спортивные игры. Для девочек характерна усидчивость, лучшее развитие мелкой моторики, у них больше проявляются творческие способности.

Шестилетки прекрасно владеют своим телом. Они быстро бегают и прыгают, даже на носочках и на цыпочках. Катаются на двухколесном велосипеде, легко преодолевают препятствия, взбираются на возвышенности и лазают по гимнастической стенке. Способны выполнять сложные упражнения, проявляют настойчивость в освоении новых трюков.

Самое время отдать малыша на спортивную секцию или танцы. Это укрепит его здоровье перед школой, поможет достичь физического совершенства. Детки охотно посещают кружки, там они могут вдоволь двигаться, общаться со сверстниками. Ведь сейчас они начинают отдаляться от родителей и активно вливаться в общество.

Мелкая моторика рук хорошо развита

Мелкая моторика рук на шестой год жизни значительно совершенствуется. Дошкольник складывает сложные конструкторы, пазлы, хорошо рисует. Он может создавать интересные поделки из бумаги, ткани и других материалов. Лепит из пластилина фигурки, максимально приближенные по форме и внешнему виду к реальным. Знает, как надеть бусинки на ниточку, пробует пришивать пуговички.

Внимание.

– Выполнять задания, не отвлекаясь, около 20 минут.

– Находить 10 различий между предметами.

– Выполнять самостоятельно задание по предложенному образцу.

– Копировать в точности узор или движение.

– Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх .

Мышление.

– Классифицировать предметы.

– Выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способен воспроизвести образец.

– Ведущим остается наглядно-образное мышление.

– Широкий кругозор, запас конкретных знаний.

Память.

– Память произвольная.

– Способен запоминать 6-8 слов из любых предложений, произнесенных взрослым.

– Способен описывать сюжетные события – к примеру, пересказывать фильмы и сказки, или же в деталях рассказывать об увиденном на прогулке.

Мелкая моторика.

– Правильно держать ручку и карандаш в руке.

– Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии.

– Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги.

– Рисовать по клеточкам и точкам;

– Дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;

– Копировать с образца геометрические фигуры;

– Продолжить штриховку рисунка;

– Аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Крупная моторика.

– Достаточно развита мускулатура.

– Активно прыгать и бегать. Сами движения становятся чёткими.

– Предпочтение отдать подвижным играм.

– Способен сосредотачиваться, чтобы выполнить какое-то действие, например, метко попасть мячом в ворота.

Математика.

– Определять время по часам.

– Называть цвета радуги.

– Называть дни недели, части суток, времена года, месяцы.

– Писать числа от 0 до 20, решать простые примеры и задачки.

– Вести количественный и порядковый счет, начиная от любого числа. Увеличить — уменьшать количество предметов «на один», «на два», восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа.

– Различать и называть соответствующее наименование простых геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал, ромб и пр.), и составлять аппликации из геометрических фигур.

– Знать понятия «больше – меньше — поровну».

– Сравнивать предметы по длине, ширине и высоте.

– Поделить предмет на две/три/четыре равные части.

Развитие речи.

– Передавать содержание сказки, текста.

– Записывать простые слова.

– Активно использовать словарный запас, состоящий из 3-3,5 тысяч слов.

– Применять речевые обороты, может не знать их значения, но пользуясь ими в ситуациях по примеру своих родителей.

– Рассказать о себе, уточнить свой возраст, месяц рождения, место жительства (город, дом, улица, квартира и пр.)

– Может уточнить количество членов семьи, назвать их имена, места работы родителей, а также подчеркнуть свою роль в семье – для кого и кем он приходится (сыном/дочкой, внуком/внучкой, братом/сестрой и пр.)

– Отличать буквы от звуков, гласные от согласных.

– Найти нужную букву в начале, середине и конце слова.

– Подбирать слова на заданную букву.

– Делить слово на слоги.

Окружающий мир.

– Иметь представления о природе.

– Различать диких и домашних животных, хищных и травоядных, зимующих и перелетных птиц; травы, кустарники и деревья, садовые и полевые цветах, плоды растений, явления природы.

– Иметь запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах.

— Ознакомлен с профессиями людей, видами спорта.

Домашние обязанности:

– Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или одежду, соответствующую конкретному случаю.

– Пылесосить коврики.

– Поливать цветы и растения.

– Чистить овощи.

– Готовить простую в приготовлении пищу (хот-доги, вареные яйца, тосты).

– Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

– Вешать свою одежду в платяной шкаф.

– Собирать дрова для камина, костра.

– Собирать граблями листья и полет сорняки.

– Прогуливать домашних животных.

– Завязывать шнурки на своей обуви.

– Нести ответственность за свои мелкие раны.

– Содержать в чистоте мусорный контейнер.

– Помогать чистить салон автомобиля.

– Приводить в порядок или чистить ящик для столовых приборов.

– Накрывать (сервировать) стол.

Психологические потребности:

– Потребность обучения.

– Потребность иметь собственность.

– Потребность быть самостоятельным.

– Потребность различать, что такое хорошо, что такое плохо.

– Потребность иметь друзей и умение дружить.

– Потребность общения со взрослыми.

Мотивы 6-ти леток:

– Интерес к миру взрослых.

– Игровой.

– Познавательный

– Соревновательный

– Общественный: «Помогаю, потому что маме и бабушке трудно одним».

Как можно удовлетворять:

Формированием самоконтроля ребенка.

– Научить контролировать себя и свои действия.

– Обращать его внимание на содержание своих действий.

– Научить оценивать результаты своих действий, свои возможности и умению видеть свои ошибки.

Иначе-

столкнувшись с неудачей – ребенок бросит начатое дело и займется другим и если что — то не так, то все кругом будут виноваты, но не он сам. Низкий самоконтроль – как результат низкого внешнего контроля родителей.

Ведущая потребность:

Общение

Ведущая деятельность:

Сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция:

Воображение

Особенности возраста:

— Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа..

— Переход к младшему школьному возрасту. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничание, демонстративное поведение).

— Повышенная чувствительность.

— Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого, отношение как к единственному источнику достоверного знания.

— К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Новообразования:

— Внутренний план действий.

— Произвольность всех психических процессов.

— Возникновение соподчинения мотивов.

— Самопознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.

— Возникновение первой целостной картины мира.

— Появление учебно — познавательного мотива.

Цели и задачи взрослых:

— Способствовать формированию учебно-познавательного мотива и внутренней позиции ученика.

— Способствовать формированию мышления.

— Формировать произвольность всех психических процессов.

— Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.

— Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.

— Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.

— Формировать эстетические представления..