Симптомы алалии у детей, методы лечения в домашних условиях

Моторная алалия − это полное отсутствие или частичное недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением корковых центров мозга, отвечающих за речь. Эти изменения чаще происходят во время перинатального периода или в первый год жизни ребенка.

Малыш отлично понимает чужую речь, но самостоятельно сказать ничего не может. Этот недуг диагностируется чаще у 1% детей дошкольного и до 0,8% школьного возраста. Чаще болезнь диагностируется у мальчиков до 5 лет жизни, чем у девочек.

Моторная алалия проявляется в виде отставания в развитии моторики артикуляционного аппарата. Детям с подобной патологией сложно приподнять язык вверх и удержать его в таком состоянии долго, не могут облизать губы.

Также у детей с этим недугом наблюдаются и другие сложности: они не умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы без посторонней помощи. Они не могут пройти по бревну, не прыгают на одной ноге, часто спотыкаются и падают.

Виды заболевания

Уже много лет изучается проблема классификации алалии у детей. Болезнь классифицируют в зависимости от механизмов, от признаков проявления и степени выраженности. Сегодня логопеды используют для классификации алалии метод по Ковшикову.

Согласно нему, выделяют такие виды заболевания:

  • экспрессивную моторную алалию;
  • импрессивную сенсорную;
  • смешанную.

В зависимости от зоны повреждения мозга болезнь делят на два типа:

  • афферентная − поражены нижние теменные отделы мозга в левом полушарии;
  • эфферентная − поражены центры Брока в задней трети лобной извилины.

Стадии и степени

Существует несколько степеней болезни, каждая характеризуется своими отклонениями, все они описаны в таблице ниже.

Степень Особенности
Легкая Эту степень достаточно легко вылечить. Достаточно просто ограничиться занятиями с логопедом и выполнением домашних упражнений и все отклонения уйдут. Ребенок научится самостоятельно говорить, ухаживать за собой.
Тяжелая При данной степени заболевания наблюдаются грубые поражения центров речи, поэтому терапия в большинстве случаев не приносит улучшений.

Симптомы

Первые признаки алалии можно заметить еще в первый год жизни малыша, но чаще родители просто не обращают на них никакого внимания. Чуть позже, когда приходит время ребенку лепетать, гулять и улыбаться родителям, он просто не реагирует на их появление, так как у него уже значительно снижена познавательная активность. Если такие признаки наблюдаются, то нужно срочно проконсультироваться со специалистом.

Чаще взрослые начинают бить тревогу на втором году жизни ребенка. Именно в этот период малыш должен уже четко говорить первые слова, складывать их во фразу, формируется фонематическая система. Если же ребенок не произнес до 2-х лет ни одного слова, то требуется консультация логопеда. Чем раньше будет поставлен диагноз и начато лечением, тем благоприятнее прогноз.

У алаликов есть все, что необходимо им для того, чтобы нормально разговаривать, но они просто не имеют возможность воспользоваться своими возможностями.

А выражается это в:

  • литературной парафазии, когда один звук в слове заменяется на другой;
  • персеверации, когда речь рассеянная и непрекращающаяся;
  • элизии, когда отдельные звуки выпадают из слов;
  • ограниченном словарном запасе, чаще это касается глаголов и отдельных отглагольных форм;
  • замене слов на похожие по смыслу;
  • контаминации, когда объединяются слоги слов;
  • неправильном согласовании слов;
  • выпадении при разговоре предлогов.

Также можно определить у ребенка признаки алалии по неречевым симптомам, проявляющиеся в виде неправильной работе нервной системе:

  • наблюдаются нарушения двигательной функции лицевых мускулов;
  • нарушается равновесие;
  • неловкость, когда дети часто спотыкаются и бьются о преграды;
  • нарушениями пространственного гнозиса;
  • дисфункция мозга минимальна.

К психопатологической симптоматике алалии относятся:

  • отставание в развитии;
  • импульсивность в действиях;
  • повышенная тревожность и агрессия;
  • плохая адаптация к окружающей среде;
  • сниженное внимание;
  • чрезмерная утомляемость.

При первых признаках болезни, необходимо срочно посетить педиатра и пройти комплексное обследование.

Причины появления

Моторная алалия у ребенка 1-5 лет может быть следствием асфиксии новорожденного, недоношенности или травмы, полученной во время родов. В редких случаях диагноз может быть поставлен при преждевременных или затяжных родах.

Спровоцировать развитие недуга могут осложнения во время вынашивания малыша и родовой деятельности, а также перинатальные патологии.

Чаще всего причинами развития такого нарушения являются:

  • инфекции (заражение произошло во время пребывания в утробе матери или при прохождении родовых ходов);
  • гипоксия;
  • асфиксия;
  • токсикоз;
  • травмирование плода во время падения беременной женщины или удара в область живота;
  • травма мозга во время вынашивания плода или родов;
  • высокий риск самопроизвольного аборта;
  • некоторые хронические недуги матери: недостаточность сердца и легких, гипертензия.

Также спровоцировать развитие алалии могут другие серьезные недуги, которые влияют на нервную систему: менингит, энцефалит, соматические патологии, травмирование головы. Некоторые ученые считают, что алалия − это наследственная болезнь. Дети с такой патологией отличаются от умственно отсталых малышей. Как только речь начнет восстанавливаться, умственное отставание исчезнет.

Причины моторной алалии у ребенка

Развитие моторной алалии происходит вследствие повреждений моторных центров речи в головном мозге.

В зависимости от времени воздействия травмирующего фактора различают:

  1. Пренатальные факторы — те, которые влияют на плод. В эту группу относятся инфекционные болезни женщины во время беременности (особенно опасны краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз), сахарный диабет, токсикоз, несовместимость плода и матери по резус-фактору, гипоксия. Причиной поражения головного мозга могут быть также сильный стресс, физическая травмы женщины, прием лекарственных препаратов, которые противопоказаны в этот период, прием алкоголя и наркотических веществ, курение;
  2. Интранатальные факторы — те, которые воздействуют в период родов. К таким относятся родовые травмы головного мозга и асфиксия. Эти факторы приводят к гибели нейронов. Негативно сказываются стимуляция родов, стремительные роды, применение акушерских щипцов, преждевременное излитие вод, преждевременная отслойка плаценты, обвитие пуповины;
  3. Ранние постнатальные факторы. В эту группу относят черепно-мозговые травмы, менингиты, энцефалиты, новообразования головного мозга, возникшие в первый год жизни ребенка. Повлиять могут также инфекционные заболевания, анемия, рахит, гипотрофия. Особую роль играют недостаток общения, внимания со стороны родителей, эмоциональные потрясения в раннем возрасте (разлука с мамой, например).

Характерна особенность: чем раньше и длительнее воздействовал негативный фактор, тем выраженнее моторная алалия, серьезнее последствия и сложнее прогноз

Диагностика

Моторная алалия у ребенка 2-5 лет диагностируется логопедом.

Поставить точный диагноз бывает довольно сложно, поэтому рекомендуется пройти комплексное обследование:

  1. Анамнез. Логопед изначально собирает всю информацию о родителях малыша и общения ребенка с окружающими. Подозревать алалию можно в том случае, если точно установлены три характерных симптома.
  2. Дифференцированное обследование. Обязательно следует посетить целый ряд специалистов. Отоларинголог должен проверить слух, психоневролог написать заключение об умственном состоянии ребенка, а психолог проверить, нет ли аутизма.
  3. Динамическая диагностика. Во время коррекции речи логопед должен фиксировать, есть ли улучшения. На основании полученных данных логопед может скорректировать ранее поставленного диагноза.

Также часто рекомендуют пройти и такое обследование:

  1. МРТ. С его помощью удается установить, есть ли органические поражения в мозге. Стоимость обследования от 2500 руб.
  2. ЭЭГ. Этот метод диагностики помогает определить, в каком месте мозга произошли нарушения и как они отражаются на ребенке. Цена обследования от 500 руб.

Диагностика моторной алалии у детей

Обследование проводится с участием нескольких специалистов. Медицинской частью патологии занимаются невролог, оториноларинголог, педиатр. Обязательны консультация логопеда, психолога. На этом этапе перед специалистами стоит задача выставление точного диагноза, выявление степени нарушения, исключение остальных речевых нарушений.

Диагностика включает:

  1. Медицинское обследование — сбор анамнеза, осмотр маленького пациента. Важны любые подробности: как протекали беременность и роды у мамы, как протекал период новорожденности, особенности физического и нервно-психического развития. Невролог выявляет проблемы с моторикой, нарушение координации движение, неравномерность рефлексов, снижение или повышение тонуса мышц. Определиться с диагнозом и причиной нарушений помогают электроэнцефалография, допплеровское исследование сосудов головного мозга, МРТ;
  2. Логопедическое обследование заключается в оценке речи и уровней ее развития. Специалист использует тесты, определяет объем словарного запаса, уровень речевого развития, сформированность грамматики, слоговую структуры и другие показатели. Оценивается движения губ, языка, точность этих движений, артикуляционные переключения;
  3. Психологическое обследование — оценка эмоционально-волевой сферы и когнитивных способностей психологом. При моторной алалии у дошкольников тестирование проводится в форме игр, чтобы малыш мог полностью раскрыться и специалист мог проводить активное наблюдение за поведением пациента, моделируя различные ситуации.

Получив полную информацию о пациента, специалисты определяют тактику лечения и прогноз.

Лечение моторной алалии у детей

Терапия комплексная, направлена на устранение причины болезни, коррекцию нарушений, воздействие на сенсорную, интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу. С пациентом работают психолог/нейропсихолог, невролог, логопед/дефектолог.

Желательно, чтобы лечение моторной алалии, независимо от признаков, было начато как можно раньше. Оптимальный срок — 3 – 4 года. Дошкольники легко поддаются коррекции, к тому же, в этом возрасте нарушения не зафиксировались. Другим важным условием является регулярность выполнения упражнений.

Медицинская часть коррекции заключается в лекарственной терапии, физиолечении, массаже. Эти процедуры устраняют мозговые нарушения, восстанавливает кровоток в сосудах, улучшают моторную функцию.

Психологическое лечение при признаках моторной алалии у детей направлено на улучшение памяти, внимания, мышления, контроль эмоционально-волевой сферы.

Коррекционные работы

Логопедическая коррекция включает несколько направлений и этапов:

  1. Стимуляция речевой активности. На начальном этапе важно создать мотивацию, активировать речевые реакции, научить подражать чужой речи, обогатить запас слов. Также малыш учится вести диалог. Результата легче добиться, если использовать игровую форму занятий;
  2. Стимуляция фразовой речи. К этому этапу приступают после того, как у малыша сформируется определенный набор слов, появляется навык ведения диалога. Тогда становится возможным построение простых предложений, которые постепенно усложняются. Одновременно дети учатся правильному построению слов и предложений, у них из устной речи исчезают грамматические ошибки;
  3. Развитие связной речи заключается в обучении ребенка ведению монолога, рассказа. Он учится формулировать мысль, пересказывать прочитанное или услышанное, составлять рассказ по картинке, сочинять. Закрепляется грамматика;
  4. Устранение фонетико-фонематических нарушений посредством различных упражнений. Малыш учится правильно произносить звуки, фиксируя внимание на положении органов артикуляции во время занятий и в обычной жизни. Со временем такой контроль доходит до автоматизма.

Хотим отметить роль родителей в развитии речи у малыша. Важно всячески поощрять его успехи, его речевую активность. Но если пока что-то не получается, не стоит его ругать.

Возможные осложнения и последствия

Из-за того, что нарушена экспрессивная речь, у малыша с моторной алалией не складывается общение с окружающими и ровесниками. Страдает мышление, память, восприятие, воображение. Всё это, несомненно, накладывает свой отпечаток на развитие. Алалик боится контактировать с незнакомыми людьми, особенно это выражено в новой обстановке. Даже с детьми того же возраста он не может найти общий язык и выстроить коммуникацию.

Дошкольники в детском саду держатся обособленно. В школе у них возникают трудности с письмом, чтением, освоением грамматики. В некоторых случаях болезнь осложняется заиканием, что еще больше усложняет прогноз.

Родителям следует понимать, как лечить моторную алалию у ребенка и что эта болезнь — это не особенности развития и не временное явление. Это нарушение формирования речи, которое сопровождается патологическим процессом в центральной нервной системе. Часто мамы и папы совершают ошибку, считая, что их малыш развивается нормально, а нарушение речи — это вариант нормы в таком возрасте. Вследствие этого болезнь диагностируется на поздних стадиях и возможность полного излечения находится под вопросом.

Прогноз и профилактика

Результат зависит от вида моторной алалии, от степени тяжести, возраста, когда диагностировано заболевание и начата терапия. При соблюдении всех этих условий и адекватном лечении прогноз благоприятный. Детки в речевом и общем развитии догоняют ровесников, обретают навыки коммуникации и даже обучаются в обычной школе.

Тяжелая моторная алалия трудно поддается коррекции, особенно если она диагностируется поздно. Но при должном упорстве, следовании рекомендациям врача относительно лечения возможно добиться значительного прогресса.

Профилактика моторной алалии начинается еще в период планирования беременности. Будущей маме нужно исключить вредные привычки, наладить рацион питания и режим дня. Следует адекватно подойти к родам и предупредить травмы. Важно также создавать благоприятные условия для развития ребенка в послеродовом периоде и в последующем, уделять время развивающим занятиям.

И конечно же, необходимо при первых признаках отклонений в речевом развитии обратиться к врачам, чтобы своевременно пройти диагностику и выявить причину.

Профилактика

Чтобы моторная алалия не развивалась у малыша, обязательно нужно обеспечить надлежащие условия для правильного протекания беременности, родов, а также здоровья и развития ребенка.

Во время вынашивания малыша женщинам рекомендуется проводить профилактику:

  • вовремя стать на учет к гинекологу, своевременно проходить все рекомендованные обследования и выполнять рекомендации доктора;
  • свести к минимуму риск заражения инфекцией, своевременно лечить недуги;
  • исключить все занятия, которые могут нанести травму плоду;
  • избегать серьезных физических нагрузок;
  • отказаться от употребления спиртных напитков, курения;
  • подобрать сбалансированный рацион питания;
  • выполнять упражнения, рекомендованные беременным.

Чтобы ребенок развивался правильно, необходимо:

  • регулярно посещать семейного доктора, узких специалистов при необходимости;
  • делать все прививки в соответствии с возрастом малыша, но только если нет противопоказаний;
  • выполнять упражнения ля правильного развития ребенка, комплекс подбирается в соответствии с возрастом;
  • защитить ребенка от различных травм, особенно головы;
  • уделять как можно больше внимания ребенку, общаться с ним в ласковой манере;
  • поддерживать правильный психологический настрой в семье.

Коррекционная работа

Моторная алалия у ребенка, которому уже 2-5 лет, должна лечиться только комплексно. Специалист подбирает терапию индивидуально каждому малышу, учитывая его тип недуга и степень развития.

Не стоит ждать быстрых результатов, потребуется длительная и сложнейшая работа, чтобы ребенок начал справляться со своими дефектами речи. Эта болезнь тяжело подается терапии, но шанс вылечиться есть у каждого ребенка.

Есть несколько методов вылечить алалию:

  1. Прием лекарств. Логопед и невролог могут порекомендовать родителям давать ребенку ноотропные или метаболические препараты. Например, Энцефабол, который помогает улучшить все сниженные патологией обменные процессы в мозге, улучшает кровообращение, снижает уровень вязкости крови. Пантогам − это мягко действующий на детский организм метаболический церебропротектор. Это средство улучшает энергетический обмен в мозге и клетках, оказывает противосудорожное действие, снижает моторную возбудимость, повышает работоспособность умственную и физическую. Назначать препарат должен доктор, он же подбирает дозировку и курс.
  2. Микротоковая рефлексотерапия. При помощи оборудования, излучающего электрические импульсы, стимулируется работа отдельных частей мозга, которые наиболее поражены болезнью. Подобная процедура полностью безболезненна, назначается детям с 6 месяцев.
  3. Массаж. С его помощью удается улучшить работу мышц речевого аппарата.
  4. Физиотерапия. Специалист может порекомендовать курс лазерной, магнитной или электростимуляции, проводящиеся на специальном оборудовании.

Хорошую эффективность в лечении алалии у детей дают занятия с логопедом. Он хорошо знает, какие именно упражнения применять, чтобы всесторонне развивать речевой аппарат. Упражнения должны стимулировать активность речи, формировать большой словарный запас.

Вне зависимости от того, какая форма болезни у ребенка, логопед использует 4 этапа лечения в своей работе:

  1. Подготовительный. На этом этапе специалист формирует у ребенка предпосылки для дальнейшего правильного развития речи. Логопед создает такие ситуации, чтобы побудить малыша к общению. Также он формирует понятие, что речь для каждого человека важна. На этом этапе проводятся работы по развитию темпо-ритмической стороны речи и психических функций.
  2. Второй этап помогает сформировать начальные навыки речи. Проводятся работы, помогающие расширить словарь, идет активная помощь в соотношении слов с предметами. Специалист учит малыша узнавать слова по их звучанию, занимается коррекцией произношения звуков. Также применяются упражнения, помогающие классифицировать и обобщать предметы.
  3. На третьем этапе формируются высказывания, как главной единицы речи. Логопед помогает скорректировать грамматический строй, учит ребенка правильно конструировать свои высказывания.
  4. На 4 этапе формируются понятия о познавательной функции речи. Подбираются упражнения, позволяющие сформировать связную речь, распланировать ее и воспитать навыки самостоятельного контроля.

Упражнения для каждого этапа подбираются индивидуально в соответствии с формой болезни. Во внимание берутся особенности дефекта. Работа организовывается таким образом, чтобы удалось наилучших результатов и максимально скорректировать речь.

Моторная алалия у ребенка 2-4 лет при работе с логопедом имеет ряд особых направлений, кроме основных принципов и этапов:

  • приводятся в норму все моторные функции, каждое задание, выполняемое ребенком, контролируется;
  • развивается эмоционально-волевая сфера;
  • развивается психологическая речевая база;
  • развивается словесное и логическое мышление, идет регулирование речи;
  • проходит подробная коррекция произношения звуков и преодоление оральной апраксии;
  • развиваются фонематические процессы, где упор делается на восприятии речи;
  • развиваются экспрессивные стороны речи.

Кроме логопеда с ребенком обязательно должен работать дефектолог, ведь нарушения могут быть и в эмоционально-волевой сфере. Дефектолог дает больше уклон на психические функции и особенности личности.

Родители обязательно должны в домашних условиях заниматься с ребенком. Совместно с логопедом создается домашняя программа работы с ребенком.

  1. Обязательно малыш должен воспринимать речь взрослого. Ему нужно называть предмет, а ребенок должен найти его и показать. Если он показал неправильно, его нужно поправить, показать верный вариант и попросить повторить название предмета. Для таких занятий можно использовать любимые игрушки ребенка, с каждым разом обязательно увеличивать количество предметов, добавляя ранее ему незнакомые. Чем больше предметов он выучит, тем быстрее его словесный запас пополнится.
  2. Если малыш выучил много слов, то обязательно следует поработать над их правильным произношением.
  3. Разговаривать с алаликом нужно как можно больше. Речь взрослого должна быть понятной, правильной и не быстрой. Если у ребенка сенсорная алалия, то каждое слово лучше сопровождать соответствующей картинкой.
  4. Показывать малышу буквы, а после подбирать слова, начинающиеся на нее. Просить ребенка показывать букву, на которую слово начинается, пусть проговорит четко слово.

Обязательно нужно купить ребенку книжки с яркими картинками. Рассматривать их, показывать и говорить, кто изображен. Можно подобрать специальные компьютерные игры, где ребенок сможет развивать свою речь.

В домашних условиях можно проводить малышу логопедический массаж, который стимулирует речевые зоны.

Последовательность массажных движений может быть такой:

  • поглаживание лобной области, начиная от центра и двигаясь к вискам, движения вокруг висков должны выполняться по часовой стрелке;
  • таким же образом гладятся впадины глаз, движения не должны приносить дискомфорт, все выполнять нежно и мягко;
  • круговыми движениями гладятся щечки;
  • после нужно перейти на массаж пространства между бровями;
  • растирается нос, губы и даже язык.

После массажа лица можно переходить на руки, грудь, спину. Никаких резких и болючих движений, ребенок должен быть полностью расслаблен. Руки перед массажем обязательно обработать антисептиком, никаких масел использовать не нужно, чтобы не вызывать аллергической реакции.

Занятия с логопедом и дома помогут быстрее развить логоритмику и связную речь фразами. Выполнение простых упражнений значительно увеличит словесный запас, улучшит речь, научит малыша понимать простейшие выражения.

Возможные осложнения

Моторная алалия у ребенка 1-5 лет может спровоцировать серьезнейшие нарушения письменной речи. Также у детей с подобным диагнозом, которые не получают надлежащего лечения, может появиться заикание, проявляющееся чаще при формировании навыков устной речи.

Если своевременно поставить диагноз и подобрать комплексную терапию, включающую в себя прием медикаментов, работу с логопедом, дефектологом и работу с родителями дома, то прогноз будет благоприятным.

Немаловажное значение играет и степень поражения мозга, невролог должен точно выяснить, насколько он поражен, чтобы подобрать терапию. При незначительных повреждениях уже к 5 годам можно полностью исключить диагноз − алалия.

Моторная алалия, которая была диагностирована ребенку до 1 года, может быть эффективно и без особых проблем вылечена. Родителям просто следует быть внимательным к своему малышу, строго следовать рекомендациям педиатра, посетить логопеда при необходимости и других узких специалистов.

От сенсорного недуга малыш быстрее избавляется, чем от моторного, поэтому нужна кропотливая и длительная работа.

Оформление статьи: Владимир Великий

Признаки моторной и сенсорномоторной алалии

Моторная форма вызвана поражением центра Брока, который отвечает за способность формулирования и воспроизведения завершенной мысли устно или письменно. Дети с моторной алалией обычно понимают, что им говорят, но не могут выразить свои желания и мысли.

При легкой степени поражения речь представлена отдельными словами, которые стоят в начальной форме и не связаны во фразу. Ребенок не может изменить слово по числам, родам, падежам, не использует предлоги и союзы. При тяжелой форме речь отсутствует, и он заменяет ее мимикой, интонацией и жестами.

Симптомы:

  • Речь формируется в 4-5 лет
  • Ребенок не может построить простейшую фразу.
  • Скудный словарный запас.
  • Плохое произношение. Ребенок меняет местами слоги, путает схожие звуки.
  • Заторможено умственное развитие.
  • Низкое развитие мелкой моторики: ребенок с трудом удерживает мелкие предметы, медленно застегивает пуговицы, завязывает шнурки, плохо управляется с ложкой и вилкой.
  • Плохо развита и координация движений. Малыш часто спотыкается, не умеет прыгать на одной ноге, проходить по ровной линии. У него нет чувства ритма.

При моторной алалии ребенку сложно сконцентрироваться на каком-либо определенном занятии, он устает, отвлекается, капризничает.

С моторной формой алалии часто сочетается сенсорная алалия – наиболее тяжелое проявление заболевания, поскольку страдает не только воспроизведение речи, но и ее восприятие. Добавляются еще и такие признаки:

  • вялость или, наоборот, гиперактивность;
  • медленная реакция;
  • непонимание речи.

Сенсомоторная алалия часто сопровождается заиканием, нарушениями слухоречевой памяти, отсутствием связи между произнесенным словом и его значением.

Симптомы, указывающие на сенсорную алалию

Наблюдается тяжелые поражения участка головного мозга (центра Вернике), отвечающего за анализ речевых сигналов. Ребенок прекрасно слышит то, что ему говорят, но не понимает 90% и более слов, поскольку не связывает конкретный предмет или действие со звуковым образом слова.

Такие дети «разговаривают» на собственном языке, однако их речь абсолютно неразборчива – несколько слов произносятся как единое целое, путаются отдельные слоги и звуки. Невозможно выделить слова и их смысл, поэтому для окружающих ничего не непонятно. Для выражения своих чувств, желаний, потребностей он использует мимику, интонацию, жесты.

При тяжелых формах алалии ребенок слышит звучащую вокруг речь как бессмысленный шум. Если нарушение носит легкий характер, то он может правильно воспринимать некоторые слова и даже их произносить, но внутри фразы они «теряются», и малыш их не слышит.

Поскольку ребенок не пользуется речью, то и контакты с окружающими сведены к минимуму. Постепенно он замыкается в собственном мире, поэтому сенсорную алалию часто ошибочно диагностируют как аутизм, также ее могут спутать с тугоухостью. С возрастом визуальное восприятие ребенка искажается, он заметно отстает в умственном развитии от нормально говорящих сверстников. В поведении прослеживаются серьезные нарушения.
Для сенсорной алалии характерны следующие симптомы:

  • ребенок с трудом сосредотачивается на конкретном предмете или занятии;
  • реакция на звуки очень слабая или отсутствует совсем;
  • настроение у малыша чаще всего подавленное, он держится как бы отстраненно, хотя может быть очень активным и руководствуется при своих действиях мгновенным импульсом;
  • в первой половине дня ребенок понимает обращенную к нему речь с большим процентом вероятности, чем вечером;
  • на резкие громкие звуки он не реагирует, а вот к словам, сказанным тихим спокойным голосом, он прислушивается охотнее;
  • на обыденные звуки, которые нормально говорящим человеком воспринимаются как фоновый шум, например, льющаяся вода, порывы ветра, звон посуды, ребенок реагирует очень болезненно;
  • малыш приходит в восторг от звучания собственного голоса и с удовольствием изучает его возможности.

Если ребенок страдает легкой формой сенсорной алалии, то даже те слова, которые он хорошо знает, он произносит неправильно, заменяя один звук другим, и не может связать их во фразу. Малыш может постоянно болтать, повторяя все известные ему слова, часто повторяет за взрослыми услышанное, но ничего не понимает и не запоминает.

Что делать, если вы заметили тревожные симптомы?

Если у ребенка в 3-4 года наблюдаются некоторые признаки алалии, то необходимо как можно раньше показать его специалистам – неврологу, логопеду и психологу. Это очень сложное и тяжелое нарушение, поэтому коррекция ведется одновременно в нескольких направлениях:

  • медикаментозная терапия – для полноценного питания и насыщения кислородом мозговых клеток, стимуляции их работы, улучшения концентрации внимания, памяти и восприятию информации;
  • логопедический массаж – для развития мышц и подготовки артикуляционного аппарата к постановке правильного произношения;
  • физиотерапия и рефлексотерапия – для образования недостающих нейронных связей, улучшения кровоснабжения головного мозга;
  • занятия с логопедом-дефектологом, направленные на развитие речевых навыков и высших психических функций.

Что касается прогноза, то можно сказать с уверенностью только одно: чем раньше вы начнете, тем выше шансы сформировать нормальную речь. Будьте готовы к тому, что на это может уйти несколько лет.