Скачки роста у детей до года

Сегодняшняя наша статья посвящена довольно интересной и актуальной теме. Поговорим о скачках роста у детей до года, симптомах этого состояния, а также рассмотрим подробный календарь. В первые 12 месяцев жизни малыш развивается очень быстро. На этом этапе кроха приобретает множество умений и навыков, прибавляет в весе вдвое и вырастает примерно на 20-25 см. Еще сегодня сыночек или дочка только начинает ползать, а завтра карапуз уже делает первые шаги.

Что такое скачки роста и в какой период они наблюдаются

Скачками роста в педиатрической практике называют своеобразные кризисные периоды у детей, сопровождающиеся стремительным развитием как с физиологической, так и с психологической стороны. На каждом из этих этапов наблюдается увеличение нейронных связей и повышение интеллектуальных способностей ребенка.

В первый год жизни младенцы развиваются очень быстро. Организму требуется для этого множество ресурсов. Именно поэтому и происходят такие скачки развития. Многие знают фразу: «Малыш растет не по дням, а по часам». Научно доказанный факт, что кроха может вырасти на ночь сразу на несколько сантиметров. Это явление врачи и называют скачками роста.

Физиологическое развитие детей от рождения и до года

Девочки и мальчики рождаются приблизительно с одинаковым ростом и весом. До года они стремительно растут, прибавляя каждый месяц по 1-2 см и приблизительно 150-300 г. В таблице можно найти нормы веса и роста малышей до 12 месяцев.

Конечно, ориентироваться только на эти показатели нельзя, ведь каждый ребенок развивается индивидуально. Если наблюдаются незначительные отклонения и педиатр не видит причин волноваться, не стоит бить тревогу. Если же отклонения в прибавке роста и веса сильные, малышу следует обязательно пройти тщательное медицинское обследование.

Младший школьный возраст

Ускорение роста у девочек наступает после 6 лет, у мальчиков первое ускорение роста приходится на возраст около 5 лет.

Второй период ускоренного роста наблюдается у девочек с 8,5 лет с максимумом в возрасте 11–12 лет. У мальчиков в младшем школьном возрасте сначала происходит стабилизация роста, а затем до конца периода – умеренное равномерное вытяжение примерно до 13 лет. Причем рост у детей в этот возрастной период идет преимущественно за счет нижних конечностей, а с 11–12 лет наступает пик роста для туловища. За время ростового скачка абсолютный прирост длины тела у мальчиков составляет 47–48 см, у девочек – 36–38 см.

Чем помочь

Обеспечить ребенку полноценное питание, богатое витаминами и микроэлементами, с достаточным количеством белковых блюд.

Для роста костей особенно полезны кальций, содержащийся в молочных и кисломолочных продуктах, и фосфор, которого много в рыбе.

Виды спорта с интенсивной нагрузкой на позвоночник в этом возрасте могут стать причиной замедления роста, гораздо полезнее гармоничные виды спорта – игровые и плавание.

Как стать выше

Добиться максимально возможного роста помогает здоровое полноценное питание, регулярные физические нагрузки и хороший, достаточный сон. Большинству детей не нужно принимать какие-то дополнительные пищевые добавки, поскольку все основные питательные вещества поступают в организм с пищей.

Стоит остерегаться любых продуктов, обещающих сделать человека выше. В некоторых аптеках можно найти таблетки, на этикетках которых написано «Стимулятор роста» или «Гормон роста», но гормон роста – это лекарство, которое нельзя принимать без назначения врача.

Иногда врач может назначить такой препарат, но только по строгим медицинским показаниям, например при доказанном тяжелом дефиците гормона роста. Гормон роста обладает определенными побочными эффектами: он может вызывать диабет и накопление жидкости в головном мозге (гидроцефалию).

Психоэмоциональное развитие малышей

Замечали ли вы, что в некоторые периоды ваш карапуз становится более капризным и требует больше внимания. Происходит это в связи с тем, что психологическое развитие детей не всегда тесно взаимосвязано с физиологическим ростом. Ребенок попросту не понимает, что с ним происходит, не может контролировать свои эмоции, поэтому выражает их в форме плача и истерик. Кроме этого, он может отказываться от еды или постоянно требовать грудь, «висеть» на руках, плохо спать. Мамочка переживает, нервничает, не заболел ли ее малыш, а может у него режутся зубки или болит животик? На самом же деле, речь вполне может идти о так называемом скачке роста.

Капризы объясняются физиологическим дискомфортом у младенцев, ведь сейчас они испытывают неприятные ощущения, которые возникают из-за растяжения сосудов и мышечной ткани. Значительных энергетических затрат требует и развитие нервной системы.

Столкнувшись с таким состоянием крохи, родители должны запастись терпением, ведь ребенку в это время также нелегко. Тем более что кризисные периоды обычно длятся не более недели, чаще всего несколько дней.

Симптомы скачков роста у мальчиков и девочек до года

Родителям следует подготовиться к кризису заранее. Для этого нужно четко знать симптомы этого состояния. Рассмотрим их:

  • Резкое повышение аппетита. В связи с тем, что стремительный рост организма требует больше энергетических затрат, ребенок может постоянно требовать кушать, даже ночью.
  • Раздражительность, плаксивость, капризность. Такие эмоции кроха проявляет не специально. Даже при отсутствии температуры и других проявлений болезни малыш в этот период может испытывать сильный дискомфорт. Его мышечные волокна и сосуды очень быстро растягиваются, что и вызывает неприятные ощущения.
  • Трудности с засыпанием. Иногда грудничка почти невозможно уложить спать, а методы успокоения, которые ранее работали безотказно, сейчас оказываются неэффективными. Сыночек или дочка просыпается от каждого шороха, спит мало и чутко.
  • Карапуз отказывается от еды. Не всегда кризисный этап сопровождается повышением аппетита. Некоторые дети, наоборот, отказываются от еды и питья.
  • Младенец буквально «висит» на руках, не отпускает родителей ни на шаг, плачет, если остается наедине.

В период скачка роста маме и папе важно вести себя правильно. Нельзя проявлять излишнюю строгость, ведь крохе и так тяжело. Не стоит и потакать ребенку во всем, так он поймет, что всего можно добиться слезами. Помните, сейчас маленькому человечку нужна поддержка и защита. Очень скоро трудное время закончится и все встанет на свои места.

Советы маме и папе

После рождения малыша законы в семье меняются. Все вертится вокруг младенца, мама и папа вынуждены подстраиваться под режим дня своего любимого чада. Уже через несколько недель жизни карапуза жизнь начинает течь своим чередом. Казалось бы, все счастливы и довольны. Но тут наступает скачок роста и все переворачивается вверх дном.

Первое, что должны понимать родители, это то, что тяжело в кризис не только им. Малыш также страдает и не может контролировать свои эмоции. Маме и папе важно сохранять спокойствие, всем своим видом внушать своему чаду, что все хорошо. Это придаст младенцу уверенности и поможет пережить тяжелое время.

Как помочь крохе

Ростовые скачки у детей до года – это довольно тяжелые периоды, пережить которые маме и папе бывает тяжело. Представляем вашему вниманию несколько простых, но действенных советов, которые помогут справиться с эмоциями родителям и облегчить страдания грудничка. Вот некоторые из них:

  • Если нервы сдают, сделайте глубокий вдох и постарайтесь успокоиться. Сейчас придется собрать всю волю в кулак. Ни в коем случае нельзя показывать сыну или дочке, что вы раздражены и напуганы.
  • Будьте готовы к тому, что младенец будет требовать грудь каждые 20-30 минут. Поговорите с мужем, попросите помочь с домашними делами, объясните, что, возможно, ему придется самостоятельно приготовить ужин или закинуть вещи в стиральную машинку и прибраться в доме.
  • Постарайтесь успокоить карапуза любыми методами. Можно поиграть с ним, почитать сказку, спеть песенку, сделать массаж. Многие дети успокаиваются во время купания. Можно приготовить отвар успокаивающих трав, включить музыку с шумом леса, пением птиц и другими звуками природы.
  • Старайтесь чаще гулять на свежем воздухе, невзирая на погоду. Во время прогулки можно сменить привычный маршрут. Покажите малышу новые места, можно пообщаться с другими детками на детской площадке. Несмотря на трудный этап, можно отправиться на природу, посетить родственников. Это отвлечет кроху, поможет не некоторое время забыть о своем дискомфорте. Смена обстановки пойдет на пользу и папе с мамой.

Помните, что скачек роста – это временное состояние. Сегодня ваше чадо капризничает и не слазит с рук, а уже завтра разбудит вас веселым лепетом.

Вы должны понимать, что кризисные периоды не только приносят дискомфорт, они крайне необходимы для нормального физиологического и психологического развития.

Малыши растут очень быстро. Подробная информация о развитии детей от рождения и до года в этой статье.

Скачки развития у детей до года: подробный календарь

Если рассматривать скачки роста по месяцам, календарь будет выглядеть примерно следующим образом.

Месяц Что происходит в этот период
I С одной стороны, младенец все еще испытывает сильный дискомфорт вне маминой утробы, но с другой, с интересом начинает познавать окружающий мир. Карапуз внимательно рассматривает окружающий мир, любит слушать голос мамы, наслаждается тактильным контактом, прислушивается к музыке и другим посторонним звукам.
II Стремление маленького человечка на этом этапе развития быть постоянно с мамой вполне объяснимо. Так он чувствует себя под защитой, может расслабиться. Сейчас кроха начинает осознавать, что он является отдельной частью мира. Внимание грудничка привлекают самые разнообразные объекты, игрушки, картинки, посторонние люди, животные. Непоседа издает различные звуки, прислушивается к ним
III Ребенок проявляет интерес к игрушкам, старается взять их ручками, рассмотреть. Движения крохи уже не такие хаотичные и, если дать ему в руки погремушку, он крепко схватит ее. Кроха начинает отчетливо понимать, что он может управлять своим телом
VI Этот скачок развития сопровождается частыми сменами настроения. Карапуз не переносит одиночества, постоянно требует внимания со стороны родителей, часто просыпается ночью. Заметно совершенствуются физические навыки. Грудничок может взять игрушку ручками, потрясти ее, попробовать на вкус. Кроме этого, малыш издает более сложные звуки
V Координация движений становится все более уверенной. Ребенок понимает, что он лишь малая часть огромного пространства. Если мама покидает комнату, это пугает младенца, он начинает нервничать. При незнакомых людях появляется стеснение, замкнутость
VI На этом скачке развития приходит время новых открытий. Карапуз активно развеивает речевые навыки, может долго рассматривать свои ручки, ножки или посторонние предметы. Сейчас маленький человечек четко разделяет «чужих» и «своих». Младенец пытается всяческими способами удержать маму возле себя. Во время кризисного периода у крохи может пропасть аппетит, появиться апатия к окружающим событиям
VII В возрасте 7 месяцев у детей появляется желание разбрасывать все вещи
VIII Скачок развития на этом этапе сопровождается такими симптомами, как апатия, капризность, частые смены настроения, повышенный или, наоборот, плохой аппетит, тревожный сон
IX Карапуз начинает активно ползать, умеет самостоятельно переворачиваться со спинки на животик и обратно
X Некоторые карапузы уже умеют стоять, держась за опору, передвигаться в ходунках. Дети в этом возрасте активно вступают в контакт со взрослыми, лепечут, произносят разнообразные звуки
XI Ребенок различает формы предметов и цвета. Некоторые дети делают первые шаги. Огромный интерес карапузы проявляют к своим сверстникам
XII Годовалый малыш испытывает интерес ко всем окружающим предметам и людям. Младенец с легкостью может сломать хрупкую вещь, открыть шкаф, стянуть скатерть со стола. Сейчас родители должны быть максимально внимательными, оберегать свое чадо

В возрасте один год малыш уже понимает слово «нельзя». Если маленький непоседа желает получить запретную вещь, он может закатывать истерику, плакать, падать на пол. Маме и папе следует запастись терпением и четко придерживаться своей позиции.

Особенности этого состояния

Как показывает практика, довольно тяжело предугадать, когда же случиться очередной скачок развития у ребенка. Кризисные периоды отличаются внезапностью. Еще вечером у карапуза отличное настроение, он играет и вполне счастлив, а уже на следующий день он капризничает, хнычет и не отпускает маму ни на шаг. Заканчивается кризис также внезапно. Настроение вашего чада резко улучшается и все становится на свои места. Интересно отметить, что после очередного скачка роста у новорожденных и грудных детей часто проявляются какие-либо умения. Например, он начинает самостоятельно держать ложку или складывать кубики. Это является несомненной наградой для родителей за бессонные ночи и тяжелые дневные часы.

Существует масса различных календарей скачков развития у детей, с помощью которых можно рассчитать скачки роста по дате рождения крохи, но не стоит целиком полагаться ни на один из них. Каждый младенец индивидуален, поэтому кризисный этап у него может случиться в любое время.

Предлагаем также почитать статью на тему размера головки у ребенка по месяцам. Вся необходимая информация .

Развитие детей проходит с разной цикличностью, и каждому возрасту соответствует свой непростой период. У всех детей наблюдаются кризисы детского возраста — спокойные и послушные малыши становятся капризными и обидчивыми. Когда ждать таких сюрпризов?
Возрастные кризисы – особые, относительно недолгие периоды в жизни человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Это нормальные процессы, необходимые для нормального постепенного хода личностного развития.
Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго — несколько месяцев. При неблагоприятном стечении обстоятельств они могут растягиваться до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии, и ребенок резко меняется в поведении.
Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости», как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те способы взаимодействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Вспышки гнева, капризы, конфликты с близкими — типичная картина кризиса, характерная для многих детей.
У всех детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а другой почти не меняется, так же тих и послушен. И все же, в любом случае изменения есть. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим — таким, каким он был раньше.
Каждый ребенок во время кризиса испытывает трудности в общении с окружающими. Главные изменения, происходящие во время кризиса, — внутренние. Изменения эти, зачастую, исчезают со временем. В кризисные периоды обостряются противоречия между возросшими потребностями ребенка и его ограниченными возможностями. Еще одно противоречие — новые потребности ребенка и сложившиеся ранее отношениями со взрослыми. Эти противоречия, приводящие к кризису, часто рассматриваются как движущие силы развития ребенка.

Выготский выделяет следующие возрастные кризисы:
Кризис новорожденности – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста.
Кризис одного года – отделяет младенчество от раннего детства.
Кризис трех лет – переход к дошкольному возрасту.
Кризис семи лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом.
Подростковый кризис (кризис 11-13 лет) – совпадает с переходом к подростковому возрасту.
Т.к. кризис новорожденности уже позади, мы сразу рассмотрим кризис первого года жизни.

Кризис первого года жизни (кризис одного года жизни)

Этот кризис связан с увеличением возможностей ребенка и появлением все большего количества новых потребностей.
Для этого времени характерен всплеск самостоятельности, а также появление аффективных реакций (таких, как плач, крик, топанье ногами, драки, кусание, отрицание). Такие вспышки здесь выражаются как реакция на непонимание со стороны взрослых.
Психическое развитие ребенка в этом возрасте происходит не только в усвоении разнообразных новых для него действий, но и в формировании качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и проявляет внутренние черты, которые определяют его поступки.
Классическое проявление кризиса одного года — это возникновение больших проблем в самых обычных делах. Малыш начинает проявлять редкостное упрямство и негативизм в вопросах еды, одевания, прогулок. Это связано с его растущей самостоятельностью, и если что-то он не умеет пока сделать сам, то свою личность может проявить хотя бы в отказе.
Здесь ваши незаменимые помощники — куклы, плюшевые мишки и книжки с картинками. Годовалый ребенок очень восприимчив к чужому примеру (и хорошему, и не очень). Поэтому «мальчик на картинке» поможет накормить, медвежонок — одеться (особенно если вы позволите малышу самому одевать игрушку), кукла — купаться и укладываться спать.
В своих действия малыш в основном опирается на чувства и желания, и в этот период важно развитие таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей. Примерно с полутора лет важнейшим источником чувств ребенка служит оценка его действий со стороны взрослых. Похвала, одобрение окружающих, развивает такое чувство как гордость. В это же время появляется притязание на признание со стороны взрослого. Выражается это обычно так: «Смотри, как я умею!», «Смотри, как я делаю!».
Все это, конечно, не значит, что ребенку, переживающему кризис первого года жизни, следует разрешать все. Определенные запреты, конечно же, нужны, но их должно быть немного, чтобы малыш смог запомнить и усвоить именно запреты, а не то, что злые взрослые все ему запрещают. Формулировать правила желательно коротко и четко, причем без улыбки, чтобы кроха сообразил: ему не предлагают поиграть в игру «обмани маму», а говорят серьезно. Еще один важный момент: правила желательно повторять каждый раз, когда возникает оговоренная в них ситуация.
Что кроме терпения и понимания может помочь родителям годовалого карапуза в кризисе? Конечно, чувство юмора, творческий подход и умение играть. С этими волшебными качествами любую «неразрешимую» проблему можно превратить в игровую ситуацию. Скажем, малыш простудился, и врач велел ему парить ножки в ведерке. Попробуйте пустить в ведерко игрушечные кораблики или другие плавающие игрушки. Или такая ситуация: даже если ребенку пришла пора отказываться от одноразовых подгузников, зимой на прогулке они ему еще необходимы. Но надевать их малыш отказывается. На выручку может прийти плюшевый мишка, который тоже отправляется гулять и потому надевает памперс перед выходом на улицу.

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что ребенку нужно давать возможность быть самостоятельным, нельзя ущемлять его права, свободу и контролировать каждый шаг.

Важно быть рядом, но как наставник или друг, а не враг или деспот. За проступки его не ругают, а строго с ним разговаривают, давая понять, что именно сделано неправильно, как себя вести правильно.

Нельзя навязывать свое мнение, особенно если идет вопрос выбора одежды, игрушки.

Следует с ним максимально часто советоваться, чтобы он смог выразить свое мнение.

Необходимо установить контакт с чадом, стать друзьями, чтобы он мог доверять близким людям.

У детей случаются кризисы, которые проявляются в каждом возрасте по-разному. Изучив их признаки, прислушавшись к советам психологов, преодолеть эти периоды станет значительно легче.

Кризисы детского возраста. Советы психолога:

Наша интересная группа Вконтакте:

Психология и понятие

Кризисный возраст — что это такое?

Кризисом детского возраста называют переходный период между возрастными этапами.

Происходит это при завершении определенных стадий развития. Возникает это явление из-за физиологических и психологических перестроек.

Как проявиться кризис, зависит от темперамента, характера, социальных отношений ребенка. Если в одном случае его проявление сильное, малыш стал нервным, то в другом его можно практически не заметить.

Психологи говорят о том, что в такие периоды даже самые спокойные дети становятся очень нервными, раздражительными и даже агрессивными. На привычные слова и фразы они реагируют эмоционально, пытаются доказать свою правоту.

Дети младшего возраста при этом плачут, топают ножками, бросают игрушки и ложатся на пол в истерике. Чадо старшего возраста обычно спорит с родителями, провоцирует конфликт, не пытается найти компромисс.

По мнению специалистов, таких явлений не избежать. Они важны для развития ребенка, формирования его психики и социальных отношений.

Длительность кризисов обычно не превышает нескольких месяцев, но под воздействием негативных факторов, определенных обстоятельств продолжительность увеличивается.

Кризис семи лет (кризис школьника)

В жизни ребенка наступает переломный момент. Возникает необходимость достаточно резкой смены игровой деятельности на учебную. Начинается довольно строгая регламентация по времени всего распорядка дня. На отдых, как таковой, времени почти не остается, очень большая доля нагрузки приходится на умственную работу. Открывается значение новой социальной позиции – позиции школьника.
По мнению многих исследователей, это период рождения социального «Я» ребенка, то есть осознание им себя в окружении сверстников и преподавателей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний, могут сложиться – устойчивые эмоционально-психологические комплексы.
Начинается разделение внешней и внутренней (психологической) жизни ребенка. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни.
Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет — способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремится получить определенную социальную позицию — позицию школьника.
Основным симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности Чисто кризисным проявлением обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Также может появиться замкнутость, неуправляемость. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, эмоциональным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.
К этой проблеме непосредственно примыкает проблема готовности ребенка к школе, его психическое и нравственное развитие. Нередко ребенок приходит в школу с более высокими показателями развития, однако позже обнаруживается, что психологически он оказывается не готов.
Что же может сделать взрослый? Действия взрослого, как правило, проходят два этапа — этап усиления и этап поиска: сначала воспитатель пытается усилить старые формы взаимодействия, ужесточить их, а потом, при неуспехе, ищет новые. Первая реакция взрослого, как в любой ситуации непонимания, — сказать громче, сделать указание жестче, наказать при невыполнении требуемого. Это попытка восстановить равновесие привычным способом. Именно реакция взрослого становится условием невоспитуемости. В этом и проявляется неспособность взрослых к пластичности, определенная «отсталость» системы воспитания. На следующем этапе развития ситуации взрослый начинает искать новые способы взаимодействия с ребенком. Если удается выстроить «понимающие» отношения, то проблемы «трудновоспитуемости» снимаются.
Возможны две полярные стратегии поведения родителей: безусловный запрет и полное попустительство. Обе эти стратегии вызывают конфликты. В первом случае действия ребенка наталкиваются на прямое противодействие и просто не находят пространства для реализации. Это приводит к непосредственному конфликту с взрослым. Другое отрицательное последствие прямого запрета — это то, что ребенок лишается возможности осуществить реальные действия, его развитие блокируется. Ребенок не приобретает опыта построения собственного действия, не открывает сложных взаимоотношений между желаемым и необходимым. Единственным ограничителем его взрослости остаются родители. Тот факт, что, возможно, он сам еще не готов быть самостоятельным, просто не открывается ему.
Но и полное попустительство вызывает отрицательную реакцию ребенка. Такое поведение взрослых может привести к необратимым результатам неподконтрольного действия ребенка. Это объективный недостаток попустительства, но есть еще и субъективный — неудовлетворенность ребенка. Дело в том, что неосознанной целью ребенка является не само по себе взрослое действие, а его «примеривание». Особое, часто демонстративно вызывающее поведение ребенка — своеобразное послание, запрос к взрослому с призывом обратить внимание, заметить и ответить. Такой ответ, реакция ему необходимы, иначе его действия не достигают цели. Даже отрицательная реакция лучше, чем игнорирование.

Развивающим ребенка ответом взрослого становится такой, который превращает действие из результативного в пробующее, а для этого необходимо изменение условий и ощущение границы. Тогда действия перестают быть стереотипными, привычными. Следовательно, ответ взрослого на специфические для критического возраста действия ребенка состоит в построении границы как условия ощущения действия. Конкретных сюжетов построения границы может быть бесконечное множество. Но суть состоит в том, что новые действия или требования ребенка включаются в другой контекст (к примеру, из плоскости разрешение-запрет в плоскость самостоятельность-ответственность).
Как и в предыдущие кризисы развития, надо стараться дифференцировать свое поведение в зависимости от требований ребенка. Не стоит отказывать ему в помощи, нужно эмоционально поддерживать его. При этом следует останавливать негативные проявления, разрушающие семейный уклад. Такая дифференциация помогает ребенку построить собственное поведение, найти свое место в изменяющихся условиях жизни.

3.Возрастной кризис 1 года у ребенка психология

В это время ребенок начинает осознавать, что он и мама не единое целое, и настроение и желания ребенка могут не совпадать со взрослыми. Радость от размазанной каши по столу или разрисованным обоям вряд ли малыш может разделить с мамой.

В этот период у ребенка начинается развиваться речь, он начинает ходить. Теперь открыт путь к исследованию, но, как правило, родители привыкшие быть с ребенком бок о бок не рады такой познавательной активности. В это время часто из уст взрослого звучит: «сядь», «не трогай», «не бери».

В этот период происходит «проверка родителей на прочность». Ребенок, если не согласен с мнением взрослого, может лечь на пол, топать ногами, громко плакать, кричать.

ребенок 1 года капризничает

Очень важно в это время родителю:

стать поддержкой своему ребенкуне менять своего мнения в связи с поведением ребенкаобосновывать свое решение, почему нельзяотвлекать малыша интересными занятиямидавать самостоятельностьзапрещать не все подряд, а что действительно небезопасно и неприемлемо для вас

В этот возрастной период закладываются такие личностные характеристики, как самооценка, доверие к себе и своему телу. Также в это время происходит отработка точности движения. Необходимо предоставить безопасность своему малышу, и в то же время давать ему свободы.

Уже в этом возрасте можно давать ребенку больше самостоятельность: кушать ложкой, разбирать стиральную машину, выбрать цвет покупаемой одежды.

Раздраженный воспитатель не воспитывает, раздражает

Объяснение должно быть доступным — по возрасту, спокойным и сказанным в такое время, когда ребенок слышит.

Ребенок раздраженную речь слышит «не тем местом». Ребенок слышит только тон. Первым делом он считывает информацию, что мама сейчас злая. Бывает, что интонация полностью блокирует содержание. Бывает, что блокирует не на 100 процентов. Слышит что-то, но не то, что вы хотите сказать. Очень много сил он тратит на то, чтобы справится с эмоциональной окраской этой речи.

Иногда нужны жесткие меры (например, если машинку в голову брату кинул), надо говорить, если ты еще раз это кинешь, то она уйдет на шкаф. Можно забрать игрушку. Можно разработать семейное правило, как поступать, если ребенок ведет себя таким образом.

Если вы просто будете объяснять, то не значит, что объяснение сработает именно сейчас. Может, сработает пятое объяснение, может, сто двадцать пятое, может, ваш сын или дочка просто перерастут желание бросать.

Если объяснение в спокойной обстановке не приносит результата, нужно подумать, почему не работает такой правильный метод. К примеру, бросание и игра с палкой – одна из базовых потребностей мальчиков. Тогда ему нужно дать игрушки, которые можно швырять. Может быть, он не может словами выражать какие-то эмоции, поэтому швыряется. Его нужно пытаться научить объясняться словами, а не бросками. В любом случае, нужно разработать правила, которые обезопасят остальных от швыряния.

Раздраженный тон будет действовать в каком-то случае, но действовать будет именно раздражение, а не то, что вы хотите сказать. Если вы шлепаете ребенка и сильно на него кричите, то объяснения работать не будут. Потому что действует самая сильная эмоциональная мера.

Почему у родителей, которые кричат и бьют детей, дети хуже слышат? Потому что пока родитель не ударит и не закричит, он не отреагирует. Работает только самая сильная мера из используемых.

Критический период сложно преодолевается с нянями и бабушками. Родители, если не усталые, не истощенные, они готовы предоставлять ребенку большую самостоятельность, если они сообразили в чем дело, чего ребенок добивается, а няни и бабушки очень боятся ее предоставить. Няням и бабушкам нужно дать разрешение на взросление и подтолкнуть к этому. Если это няня, нужны должностные инструкции.

В кризисный период перестают работать воспитательные меры, которые работали прежде. Идея не в том, чтобы усиливать их, а в том, чтобы попытаться понять, что ребенок хочет, требует. Не с тем, чтобы целиком согласится на требования, а с тем, чтобы издать указ, который узаконил бы часть этих требований, увеличив дозу самостоятельности ребенка.

Внутренний смысл кризиса ребенка – повзрослеть. Взросление происходит не мягким, а резким способом. Взросление связано с самостоятельностью. Изначально мы вынашиваем малыша внутри живота, потом мы рожаем. Дальше ребенок начинает ползать, ходить, говорить. Он все больше делается от нас независимым. Давайте встречать это как данность и… с радостью!

Кризисные скачки у детей до года по неделям

Если взять возраст малышей до 12 месяцев по неделям, то трудные кризисы в развитии наблюдаются в определенное время. Давайте узнаем, когда же родителям следует примерно ожидать скачок роста у их чада.

5 недель

Педиатры считают, что первый кризисный период у новорожденных наблюдается приблизительно на пятой неделе. Именно сейчас мамочке кажется, что они с малышом уже привыкли друг к другу и вдруг все идет ни так. Карапуз начинает плакать, отказывается от еды, постоянно требует пребывания на руках. Объяснить такое поведение ребенка довольно просто, ведь сейчас он переживает свой первый трудный этап. Сейчас активно развивается его нервная система и органы чувств.

Что чувствует кроха? Врачи предполагают, что приблизительно на пятой неделе жизни младенец начинает понимать, что прежним его мир уже не будет и у него возникает острое желание вернуться в утробу матери. Именно поэтому кроха то и дело пытается оказаться как можно ближе к родному человеку, побыть в маминых объятиях. Чтобы успокоить его чаще берите грудничка на руки, разговаривайте с ним, прикладывайте к груди по требованию. Это позволит ему почувствовать себя защищенным и успокоится.

8 недель

Ближе к двум месяцам развития наблюдается очередной скачок роста у детей до года. Сейчас кроха познает мир и узнает массу новой информации. Карапуз начинает впитывать информацию как губка и часто его психика с этим не справляется. Это ведет к эмоциональной перегрузке и дискомфорту. Единственный, кто сможет помочь маленькому человечку, это его мама и папа. Родители должны четко понимать это и ни в коем случае не терять самообладания, даже если им очень тяжело.

Как и во время первого кризисного этапа, мама сейчас должна постараться максимально поддержать сыночка или дочку. Уделяйте малышу как можно больше внимания, берите его на руки, поглаживайте, пойте песенки, рассказывайте сказки. Часто родителям кажется, что плач их чада абсолютно беспричинный, но это ни так. Если младенец успокаивается на руках, он попросту ищет защиты в маминых объятиях. Не стоит оценивать это, как капризы. Симптомы скачков роста на 8 неделе:

  • Резкое увеличение окружности головки.
  • Карапуз начинает с интересом рассматривать свои части тела, ручки, ножки.
  • Появляется капризность.
  • Часто нарушается сон, что связано с психоэмоциональным перенапряжением.
  • Усиливается или, наоборот, снижается аппетит.

Обнаружив такие признаки, мамочке не стоит бить тревогу и расстраиваться. Постарайтесь попросту уделить младенцу больше внимания.

Подробнее о том, что должен уметь карапуз в 8 месяцев, читайте в этой статье.

12 недель

На двенадцатой неделе родителям стоит подготовиться к очередному трудному периоду. Признаки скачка роста могут быть следующими:

  • Карапуз начинает требовать значительно больше внимания от мамы, чем обычно.
  • Сыночек или дочка начинает испытывать стеснение при встрече с посторонними людьми.
  • Ребенок постоянно просится на руки. Если не получает желаемого, плачет, закатывает истерики.
  • Сон тревожный, нередко возникают трудности с засыпанием.

На 12 неделе ребенок осознает, что он может выполнять плавные переходы в движениях и голосе. Он учится менять положение своего тела, движения сейчас уже не такие резкие. Это же касается и речи.

Малыш издает протяжные звуки. Кроме этого, появляется еще один навык. Карапуз в этом возрасте может глотать твердую пищу. Именно с этим связано то, что прикорм начинают вводить именно с возраста 4 месяца.

19 недель

В 5 месяцев у детей наблюдается скачок развития. В этом возрасте мальчик или девочка приобретает следующие умения:

  • Непоседа уверенно держит головку и умеет поворачивать ее.
  • Сейчас дети выполняют первые попытки ползать.
  • Кроха подтягивается, держась за мамины руки.
  • Ребенок делает перевороты со спины на живот и обратно.
  • Младенец улыбается при виде родных людей и хмурится, услышав строгий тон.
  • В этом возрасте у него уже есть игрушки, которым грудничок отдает предпочтение.
  • Движения приобретают более уверенный характер.
  • Карапуз крепко держит игрушки, берет их самостоятельно.
  • Стоит на ножках, если поддерживать его подмышки.

В пять месяцев кроха внимательно слушает разговор родных людей, он хмурится при громких звуках, улыбается, если ласково говорить с ним. Несмотря на то, что каждый малыш развивается индивидуально, скачок роста у него наблюдается именно в этом возрасте.

26 недель

Как и предыдущие кризисные этапы, скачок роста у детей до года на 26 неделе имеет свои признаки и особенности. Чаще родители сталкиваются с такими симптомами:

  • Нарушается сон. Причем трудности наблюдаются и при засыпании. Некоторые дети отказываются спать в дневное время.
  • При контакте с чужими людьми кроха проявляет стеснение, отворачивается, ищет маму, плачет.
  • Младенец стремится все свое время проводить с мамой. Если она хоть ненадолго выходит из комнаты, он плачет, ищет ее глазами.
  • Повышается аппетит. Это объясняется интенсивным ростом и большими энергетическими затратами.
  • Некоторые дети, наоборот, теряют аппетит, отказываются даже от привычных продуктов.
  • Карапуз прислоняется к теплым и мягким предметам (мягкая игрушка, плед, одеяло). Это дает ему ощущение защищенности.

Постарайтесь дать своему чаду максимум внимания. Поддержите его физически и морально.

Очень скоро трудный этап закончится и снова все встанет на свои места. Наберитесь терпения. Родители могут сидеть с крошкой поочередно, давая друг другу отдохнуть.

36 недель

В этом возрасте младенец начинает постепенно осознавать, что окружающий мир на самом деле не так прост, как казалось. Сейчас кроха может уже брать мелкие предметы двумя пальчиками и подолгу рассматривать их. Во время еды сыночек или дочка берет пищу руками, сдавливает ее, долго наблюдает за этим процессом. Младенец уже отчетливо разделяет живых людей от неживых предметов, ищет сходство между ними.

Как и во время предыдущих скачков роста, сейчас наблюдаются такие симптомы, как усиление капризности, потеря аппетита или, наоборот, его увеличение. Маленький человечек постоянно стремится быть с мамой, буквально не слазит с рук, устраивает истерики по малейшему поводу.

46 недель

О том, что ваше чадо скоро перейдет на новый уровень развития, могут свидетельствовать такие симптомы:

  • Постоянное желание находиться у мамы на руках или рядом с ней. Как только вы попытаетесь покинуть комнату, маленький непоседа будет стараться всячески удержать вас, хватать за одежду, плакать, закатывать истерики.
  • У мальчика или девочки появляется застенчивость. Особенно это проявляется, если чужой человек пытается заговорить с ним или дотронуться. Карапуз тут же ищет маму глазами, пытается спрятаться за нее, прижимается к груди.
  • На 46 неделе развития у детей появляется такой симптом, как ревность. Стоит мамочке с кем-то заговорить или начать общение по телефону, кроха старается тут же привлечь ее внимание, прижимается к ней, несет игрушки.
  • У ребенка наблюдаются частые смены настроения. Это один из частых признаков скачка роста. Громкий смех может сменяться горьким плачем и, наоборот.
  • Младенец начинает протестовать при попытках переодеть его или сменить подгузник.
  • У некоторых деток наблюдается так называемое «идеальное повеление». Это помогает им добиться желаемого от мамы.

В 46 недель родители уже вполне понимают, что происходит с их чадом, ведь это не первый кризисный этап.

Как и раньше, сейчас рекомендуется соблюдать спокойствие и не поддаваться на детские истерики. Помните, ваш сын или дочка сейчас нуждается в вас, как никогда раньше.

Длительность скачков

Каждый период роста у малышей сопровождается активизацией работы головного мозга и всей нервной центральной системы. Мозговые волны приобретают все большую активность. Все процессы в головном мозге происходят значительно быстрее. Кризисные этапы у детей некоторые ученые сравнивают с предменструальным синдромом у женщин. Ведь в это время происходит гормональная перестройка, которая сопровождается как физическим дискомфортом, так и «эмоциональными качелями». Если речь идет о взрослой женщине, она вполне может контролировать свое состояние, чего нельзя сказать о маленьком ребенке.

Продолжительность скачка роста у малышей может длиться от нескольких дней, до нескольких недель. Он возникает внезапно и неожиданно заканчивается. Нельзя точно посчитать, когда же наступит этот трудный период, так как он не имеет четких границ начала и конца. Еще сегодня карапуз не слазит с рук, постоянно требует грудь, плачет без причины, а уже завтра разбудит родителей улыбкой и зажигательным смехом.

Подводим итоги

Все дети развиваются по индивидуальному графику. Не стоит думать, что, если по календарю в том или ином возрасте должен наблюдаться скачок роста, а у вас его нет, это отклонение от нормы. Стоит отметить, что у некоторых малышей трудные этапы происходят практически незаметно и мама с папой попросту не замечают их.

Главное, что должны помнить родители – ваш кроха нуждается в защите и поддержке на любом этапе развития. Как бы ни было тяжело, постройтесь окружить его максимальным вниманием и заботой. Это поможет вырастить здорового и счастливого человечка.

Видео

Малыш капризничает, значит, растет. Подробнее о скачках роста у детей в этом видеоролике.