Вес ребенка в 5 месяцев

Каждый месяц жизни новорожденного сопровождается открытиями, малыш меняется, становится подвижным и любопытным. С каждым днем эмоции ребенка становятся ярче, он активно выражает свою радость, удивление или недовольство. Тело грудничка растет и крепнет, увеличивается в размере.

Малышу 5 месяцев

Развитие ребенка в 5 месяцев

Пятимесячный малыш начинает активно двигаться, не может долгое время лежать на одном месте. Дети в возрасте 5 месяцев самостоятельно переворачиваются на живот, учатся ползать. К концу 5 месяца ребенок еще не может самостоятельно держать спину ровно, поэтому сидит, опираясь на подушку или спинку дивана.

Грудничок изучает свое тело: достает руками до ступней, двигает одновременно ручками и ножками, поднимает и поворачивает голову. Частично безусловные рефлексы малыша исчезают, его действия становятся осознанными и контролируемыми. Он может выхватить игрушку из маминых рук, тянуться руками и требовать что-либо ему дать.

Дети в этом возрасте запоминают голоса родителей, различают веселые и грустные интонации. Ребенок интересуется тем, что его окружает, запоминает и узнает лица, сопровождает все эмоции звуками. В 5 месяцев малыш эмоционально привязан к маме, если её нет рядом, он ведет себя беспокойно.

С 1 по 3 месяц жизни дети набирают по 800-900 г. каждый месяц, за 4 и 5 месяцы малыш может прибавить еще 1200-1400 г., рост увеличится на 2-3 см. Окружность головы составляет 40-45 см, объем грудной клетки – от 41 до 44 см.

Чтобы измерить точный вес ребенка, понадобятся электронные весы. Малыша взвешивают лежа, на нем не должно быть одежды или подгузника. Для измерения роста ребенка укладывают на стол, предварительно застелив его чистой тканью. К макушке головы и ступням прикладывают листы бумаги, можно поставить засечки на ткани. Полученное расстояние измеряется рулеткой.

Малыш на весах

Что должен уметь делать малыш?

Развитие 5 месячного младенца становится всё динамичнее, он уже умеет:

  • переворачиваться со спинки на живот и обратно. Когда ребёнок лежит на спинке можно положить рядом с ним игрушки, но так, чтобы карапуз не смог до них дотянуться: малютка быстро сообразит, что достать предмет можно перевернувшись набок. Если грудничок с этим заданием справляется плохо, следует посоветоваться с педиатром. Он подберёт для крохи специальные упражнения или массаж укрепляющий мышцы. Некоторые активные ребятишки осваивают перемещение перекатами;
  • подтягиваться на ручках, стараясь приподняться;
  • уверенно сидеть при поддержке спины;
  • ползать. Следует помочь младенцу, подставляя под его ножки свои руки в качестве опоры. Карапуз будет от них отталкиваться и активнее продвигаться вперёд. Ползание — отличная гимнастика для мышц спины;
  • стоять на ножках, если придерживать малыша за подмышки. Ноги младенца должны опираться на твёрдую поверхность и сильно не прогибаться. Задача взрослых — просто поддерживать равновесие. Малыши любят стоять на двух ножках, начиная подпрыгивать и веселиться. Этот навык очень важен для дальнейшего освоения ползания и ходьбы. Поэтому, если ножки у малютки слишком гибкие или, наоборот, «жёсткие», нужно обратиться к педиатру;
  • лёжа на спинке, может приподнять голову и плечи;
  • держать игрушку обеими руками и отдавать её по просьбе взрослого;
  • определять расстояние до предмета. Может схватить игрушку любой рукой. Все предметы, которыми играет малыш, должны быть чистыми, мало весить, не иметь мелких деталей и быть довольно крупными, чтобы исключить случайное их проглатывание и удушье.

Психическое развитие

Малыш подрос. Теперь, находясь на маминых руках, он непросто смотрит по сторонам, а вглядывается в её глаза, трогает волосы, одежду. Если, разговаривая с малюткой, сменить ласковое выражение лица на сердитое, карапуз тут же отреагирует – улыбнётся или нахмурится.

Психическое развитие ребёнка на 5 месяце жизни характеризуется следующими основными моментами:

  • малыш знает своё имя. Он повернётся к взрослому, когда услышит, что его позвали;
  • речь обогащается. В ней могут появиться слова «баба», «дада» или «мама». Пока младенец не осознаёт смысл сказанного, но он внимательно прислушивается ко всему, что говорят близкие люди. Пятимесячный карапуз всё чаще пытается имитировать слоги и слова. К детской болтовне добавляется интонация: ребёнок может менять высоту звуков и их громкость;
  • развивается привязанность к близким людям;
  • появляется страх перед незнакомцами. Кроха может расплакаться на руках у чужого человека, но быстро успокоится, когда вновь окажется в объятиях мамы;
  • осваивается совместное внимание. Теперь малыш может сосредоточиться на том же, что и взрослый. Это важно, поскольку так ребёнок начинает изучать язык. Младенец в 5 месяцев должен следить за мамиными глазами, если она куда-то смотрит;
  • ребёнок самостоятельно играет 5-10 мин;
  • кроха может узнать предмет, видя его частично;
  • младенец использует голос, чтобы выразить недовольство или радость. На крик нужно обязательно реагировать. Это позволит малютке чувствовать себя в безопасности и доверять взрослым;
  • знает шумы, которые слышит ежедневно: гул пылесоса, скрип двери. Начинает понимать новые звуки: лай собаки, рокот мотора при запуске машины;
  • улучшается зрение младенца. Он может заметить мелкую игрушку и движущиеся объекты. Цветовое восприятие совершенствуется. Теперь малыш способен различать оттенки, принадлежащие одному цвету.

Особенности питания

Пять месяцев — время, когда младенцу можно вводить прикорм, если в этом есть необходимость. Важным является и режим питания — малыш должен знать часы кормления. Это улучшит функционирование кишечника.

Основу рациона грудничка по-прежнему составляет мамино молоко, а прикорм можно начать с 1-2 ложки яблочного пюре или овощного сока.

Малышам–искусственникам следует давать смеси с высоким содержанием железа. Питание крохи становится разнообразнее, а его организм готовится к последующему переходу к твёрдой пище. Новую еду рекомендуется включать в рацион постепенно, желательно во время 2 кормления.

Начинать следует с 1-2 ложек, и докармливать грудным молоком или смесью. Прикорм меняет перистальтику кишечника. Поэтому необходимо следить за состоянием кожи младенца и изменением стула. Если всё в порядке, порцию можно увеличивать.

Постепенно следует знакомить кроху с жидкими кашами, перетёртыми и отварными овощами: кабачком, цветной капустой, морковкой, брокколи. Малыши отдают предпочтение сладкой пище – банановому и яблочному пюре, мягкому печенью.

Другие вкусы могут им не понравиться. Если незнакомое блюдо не вызвало у крохи радости, и он отказался его есть, следует исключить этот продукт из рациона на 1-2 дня.

Затем попробовать снова. Малыш постепенно привыкнет и полюбит новую еду. Прикорм можно начинать и с кисломолочных продуктов. Хорошее решение — кефир или творожок, взятый на молочной кухне.

Не стоит спешить приучать ребёнка к взрослой еде. Если есть возможность, нужно кормить кроху грудью до года.

Как развивать 5-месячного ребёнка?

Занятия с малышом в этот период направлены на закрепление освоенных ранее навыков и умений.

Родителям следует уделять крохе больше времени, обучая в процессе игры:

  • на 6 месяце детки активно реагируют на музыку. Слушать можно любые композиции: от песенок-приговорок до классических произведений. Малыш будет махать ручками в такт музыке и «подпевать»;
  • ребёнок в 5 месяцев может смеяться: самое время развивать у него чувство юмора. Сделать это просто: щёлканье языком, смешные рожицы или раздувание щёк развеселят кроху;
  • нужно больше общаться с ребёнком. Если карапуз говорит «Ооо», следует повторить этот звук и дополнить его предложением: «Ооо. Мама тебя любит». Такой диалог способствует языковому и социальному развитию младенца;
  • чтобы расширить словарный запас ребёнка, пора читать книжки с выпуклыми деталями, показывая и озвучивая всё, что изображено на картинках;
  • нужно давать карапузу различные предметы, чётко и внятно произнося их названия и свойства: «Это кубик. Он маленький», «Это шапка. Она красная». Такие упражнения тренируют память ребёнка и развивают речь;
  • малыш в этом возрасте обожает бросать игрушки на пол. Не стоит сердиться на ребёнка, для него — это игра: «Я бросаю, мама поднимает». Следует набраться терпения и поучаствовать в затее полезной для психического и физического развития младенца;
  • следует давать крохе трогать различные предметы, чтобы он понимал значение слов «холодный», «горячий», «твёрдый», «мягкий»;
  • игрушки должны быть разными по фактуре и форме: деревянные, пластмассовые, в виде шариков, кубиков, цилиндров и пр. Можно использовать предметы домашнего обихода: кружки, ложки, баночки или миски. Главное, чтобы у вещей не было острых граней и мелких деталей;
  • крохе в 5 месяцев нравится рассматривать себя в зеркальце. Поэтому стоит приобрести игрушку с отражающим фрагментом. Можно показывать малышу фотографии, рассказывая, где находится нос, рот, глаза;
  • уяснить понятие «причина-следствие» младенцу помогут музыкальные игрушки, благодаря которым малыш осознает, что при нажатии на кнопку загорится лампочка, а если повернуть рычажок, то игрушка зазвучит.

Заниматься с крохой нужно когда он пребывает в хорошем настроении. Если игра малыша утомила, нет смысла её продолжать. Важно правильно оценивать способности ребёнка и подбирать занятия, развивающие наиболее сильные стороны его натуры, и помочь малютке там, где он чувствует себя неуверенно.

Советы доктора Комаровского

Вот основные моменты, которые, по мнению известного педиатра, должны присутствовать в развитии 5-месячного младенца:

  • эмоциональное общение выходит на первое место. Смех и улыбка маленького человека полностью осознанны. Малыш выразительно гулит и лепечет;
  • практически все детки обожают лежать на спине, вытягивать ножки вверх и без труда брать в рот большие пальцы ступней;
  • карапуз отлично распознаёт лица, разделяя людей на близких и чужаков;
  • младенец проявляет беспокойство, если мама выходит из дома;
  • координация малыша практически идеальна — он без труда дотягивается до интересующего его предмета и незамедлительно отправляет его в рот;
  • менять режим питания малютки в этом возрасте не рекомендуется.

Педиатр напоминает, что каждый ребёнок требует индивидуального подхода в воспитании. Некоторые детки не обходятся без помощи и поддержки взрослых, а другие предпочитают самостоятельность.

Следует помнить, что пятимесячный карапуз очень мобилен и риск падений с пеленального столика, дивана или кровати возрастает в разы. Поэтому нельзя оставлять малютку без присмотра ни на минуту.

Видео по теме

О развитии ребенка на 5 месяце жизни в видеоролике:

Очень хорошо, если с крохой занимаются все члены семьи. Каждый из них привносит в воспитательный процесс что-то своё, окружая малыша заботой и вниманием.

Рост и вес ребёнка в 5 месяцев

Ежемесячно родители и педиатры наблюдают за изменением тела новорожденного. Показатели веса и роста дают понять, как развивается и растет малыш, вовремя выявить возможные отклонения. Отечественными педиатрами и учеными ВОЗ разработаны таблицы со значениями роста и веса для всех возрастов.

Нормальный вес и рост ребенка в возрасте 5 месяцев

Сколько должен весить ребенок в 5 месяцев? Все дети развиваются обособленно, нормальные значения роста и веса имеют нижний и верхний пороги. Средний вес ребенка в 5 месяцев составляет от 6-8 кг, что в 2-2,5 больше, чем у новорожденного. Нормальный рост 5-месясячного – от 60 до 68 см.

Таблица веса в 5 месяцев

Таблица роста в 5 месяцев

Например, вес здоровой девочки в 5 месяцев – от 6,1 до 7,8 кг при росте 61,8-66,3 см.

Данные отечественных педиатров

Показатели в таблице отечественных медиков имеют верхнюю и нижнюю границы. Промежуточные цифры считаются нормальными для веса в 5 месяцев. Норма девочки и мальчика – разные значения.

Таблица веса и роста по данным отечественных врачей

5 мес. Минимум Максимум
Девочка, вес (кг) 7,5 9,7
Мальчик, вес (кг) 7,9 10,5
Девочка, рост (см) 67,5 74,1
Мальчик, рост (см) 68,2 75,1

Мальчик и девочка

Центильные таблицы

Помимо обычных вариантов оценивания, применяется так называемый метод центильных таблиц. Название связано с делением числа обследованных детей на 100%. При этом наибольшее соответствие норме попадает в интервал от 25% до 57%, а наименьшее соотнесено с центилями 3% и 97%. При использовании таблиц такого рода используются обычные замеры. Можно оценить гармоничность развития в целом (правильность отношения роста и веса) и по отдельным показателям. Эталон развития соответствует 50% центилю. Однако при самостоятельном использовании таблиц важно учитывать не столько числовые показатели, сколько попадание данных в «коридор» (нормальное развитие отмечено розовым цветом вертикальных столбцов).

Важно понимать, что полученные данные – это не основание для диагноза, а лишь повод внимательнее отнестись к здоровью ребенка, если параметры выходят за пределы нормального коридора. Врачи рекомендуют провести дополнительные обследования у специалистов, если показатели относятся к коридорам 1–2 и 7–8, при этом наибольшая зона риска у коридоров 1 и 8. Слишком быстрый или слишком медленный набор веса и роста часто связаны с патологией развития.

Если ребенок не набирает нужный вес

Недостаток веса называется гипотрофией. Малыш не добирает вес, когда его организм недополучает питательные вещества. Причины могут быть следующие:

  • Ребенку не хватает грудного молока. Необходимо увеличить количество кормлений до 6-8 раз в день. Если у мамы недостаточно молока, следует пересмотреть рацион, исключив из него быстрые углеводы, жирную пищу. В меню должно быть достаточно свежих фруктов и овощей, молочных продуктов. Пить нужно не менее 2 л жидкости в день;
  • Малышу жарко или холодно во время питания, из-за чего он отказывается есть;
  • Время кормления занимает менее 20-25 минут. В этом случае малыш не успевает получить нужное количество молока, следует увеличить время питья. Нужно следить, чтобы ребенок не уснул во время кормления;
  • Детский организм плохо усваивает пищу. Проблема может быть в непереносимости лактозы, нарушениях работы ЖКТ, ферментопатии. Зачастую заболевания ЖКТ сопровождаются проблемами со стулом;
  • Причиной недобора веса на искусственном вскармливании может быть неправильно подобранная смесь. Детское питание должно быть одобрено педиатром;
  • Ребенок появился недоношенным. В этом случае систему питания определяет лечащий врач;
  • Нарушение работы эндокринной системы, недобор витамина «D» и L-карнитина, нарушение обменных процессов. Главные признаки – ребенок больше потеет, снижается аппетит, повышается возбудимость;
  • Организм не добирает вес во время болезни.

Обратите внимание! Незначительный недобор веса считается нормой, если родители невысокого роста и мало весят. Конституция тела передается детям по наследству. В разных регионах показатели отличаются, масса тела ребенка на Севере будет выше, чем на Юге.

Возможные риски при отклонении от средних показателей

Основными осложнениями при избыточном или недостаточном весе (росте, окружности головы или груди) малыша могут считаться следующие патологии.

  • Заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушение работы сердечно-сосудистой системы. Здесь опасны как слишком большой рост (вес), так и слишком малый.
  • Опасная для жизни потеря веса (быстрое обезвоживание) при недостаточной массе и заболеваниях, связанных с потерей жидкости, например диарее.
  • Диабет – в группе наибольшего риска дети с избыточной массой тела и наличием в анамнезе близких родственников этого заболевания.
  • Повышенная склонность к простудным и инфекционным заболеваниям.

Для более точной оценки потенциальных проблем потребуется консультация педиатра и, скорее всего, наблюдение у специалистов. Уточнить суть нарушения помогут анализы и обследования с использованием медицинского оборудования (томограмма, рентген).

Особого внимания требует несоответствие нормам обхвата головы. Если прирост этого показателя сильно отстает или превышает прирост объема груди, стоит обследовать малыша на предмет возможной гидроцефалии и других отклонений развития головного мозга.

Если ребенок весит больше нормы

Дети в 5-месячном возрасте на ГВ получают все питательные вещества из молока. Питание ребенка во многом зависит от рациона мамы, через грудное молоко передаются все витамины и микроэлементы, полученные из еды. Химический состав грудного молока меняется, если в рационе преобладают калорийная жирная пища, сладкое и мучное.

Ест из бутылочки

Из-за чего малыш может набрать вес:

  • Неправильно подобранная смесь на ИВ. Часто мамы не придерживаются правильных пропорций сухой смеси и воды, в результате растет калорийность еды;
  • Сухая смесь задерживает воду в организме;
  • Промежуток между приемами пищи – до 1-2 часов;
  • Неправильно подобранная емкость при ИВ. Если соска на бутылке со смесью имеет большое отверстие, ребенок не прилагает усилий во время питья и делает лишние глотки, когда организм уже насытился;
  • Раннее введение прикорма в рацион сказывается на наборе веса. Младенцы на грудном вскармливании должны знакомиться с новой едой к началу 6 месяца. Для малышей на искусственном вскармливании можно постепенно вводить новые продукты в рацион с 4-5 месяцев;
  • Нарушение метаболических процессов в организме;
  • Ребенок плотно питается, при этом мало двигается;
  • Сезонное увеличение веса и роста. Малыши набирают больше веса зимой и осенью. Весной и летом прибавляется рост, масса тела растет меньше;
  • Генетические особенности. Дети наследуют крупное телосложение родителей.

Обратите внимание! Лишняя жировая прослойка и тяжелый костный каркас – разные вещи. Если ребенок унаследовал от родителей крупный скелет, избыток веса может быть нормой. Если малышу передалась полнота родителей, это может перерасти в ожирение.

Дети, которые перенесли серьезные болезни, набирают вес по личному графику. Во время лечения рост ребенка замедляется, организм направляет все силы на восстановление организма. Позже малыш нагоняет и перегоняет нужную массу тела.

Как вес малыша привести в норму

Если вес здорового ребенка на пятом месяце выше нормы, мама должна вовремя предпринять меры. Уход за грудничком полностью зависит от родителей, у него еще не сформировались вкусовые привычки. Наладить питание и привести вес в норму – задачи мамы и папы.

Если малыш на ГВ, питание матери должно быть разнообразным, состоять из большого количества растительной пищи, каш, белковой и кисломолочной продукции. Если ребенок часто требует прикладывать его к груди, возможно, он не голоден, у него срабатывают сосательные рефлексы. Можно предложить ему пустышку.

Дети на ИВ должны употреблять смеси, назначенные педиатром. Все приемы пищи должны быть расписаны по часам, не должно быть незапланированных перекусов. Если вводится прикорм, порции должны быть не больше 5-10 г. Знакомство с новой едой начинается с овощных и фруктовых пюре, от жирных продуктов лучше отказаться.

Дети в пять месяцев не могут проявлять высокую физическую активность: ходить, бегать, танцевать, играть. Больше двигаться малышу помогают родители, делают вместе с ним зарядку и массаж. Как увеличить активность:

  • Положить ребенка на живот, на расстоянии 1-2 м расположить интересные игрушки, которые он захочет достать. Он будет прилагать усилия и быстрее научится ползать;
  • Если в комнате тепло, пускай малыш будет без носков. Во время движения ему будет проще отталкиваться ступнями. Лежа на спине, ребенок будет тянуться к ногам, обхватывать их руками;
  • Помогать ребенку двигаться. Когда он лежит на спине, можно поднимать его руки, сгибать ножки, поднимать их к животу. Он будет реагировать на движения, отталкиваться или поддаваться. Игра разрабатывает мышцы, в скором времени ребенок начнет ползать.

Важно! Необходимо обращать внимание не только на вес, но и на индекс массы тела – соотношение веса и роста ребенка.

Малыш двигается

Во время осмотра врача первым делом измеряют рост и вес – главные параметры, которые скажут всё о здоровье пятимесячного ребенка. На протяжении первого года жизни важно следить за ежемесячной прибавкой веса, сравнивая значения с нормативными. Родители должны понимать, что переизбыток или недостаток массы тела грудничка – повод обратиться к врачу.