Задержка психоречевого развития

Основные симптомы:

  • Агрессивность
  • Гиперактивность
  • Избегание общества
  • Инфантильность
  • Искажение артикуляции звуков
  • Мозаичность запоминания материала
  • Нарушение концентрации внимания
  • Нарушение координации движения
  • Нарушение логического мышления
  • Нарушения письма
  • Отсутствие собственной речи
  • Перепады настроения
  • Плохое развитие слухового восприятия
  • Преобладание наглядно образной памяти
  • Ребенок не поворачивается к источнику звуков
  • Ребенок не произносит слова самостоятельно
  • Склонность к стереотипному поведению
  • Трудности в распознании речи
  • Трудности в соединении слов в фразы
  • Эмоциональная неустойчивость

Задержка психоречевого развития – заболевание, которое характеризуется нарушением темпа психического развития ребёнка. В большинстве случаев это заболевание обусловлено отклонениями в развитии нервной системы, в частности головного мозга. Последнее может быть обусловлено массой этиологических факторов, не исключение и неправильный образ жизни родителей. По международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) данной патологии присвоен код F80. Возможно ли полностью вылечить это заболевание, может сказать только врач после обследования пациента. Чем раньше будет диагностировано это расстройство, тем больше шансов на выздоровление ребёнка.

Онлайн консультация по заболеванию «Задержка психоречевого развития». Задайте бесплатно вопрос специалистам: Невролог.

  • Этиология
  • Симптоматика
  • Диагностика
  • Лечение
  • Прогноз и профилактика

Следует отметить, что грубая задержка психоречевого развития чаще всего диагностируется у детей после 5 лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте ребёнок начинает активно общаться с окружающими и должен адаптироваться социально. Поэтому очень важно своевременно обращать внимание на все проблемы в развитии малыша.

Этиология

Клиницисты отмечают, что задержка психоречевого развития практически никогда не является самостоятельным заболеванием. В преобладающем количестве случаев — это следствие патологических процессов центральной нервной системы, в частности головного мозга.

В целом выделяют такие заболевания, которые могут привести к развитию этого расстройства:

  • инфекционные заболевания, которые поражают головной мозг, нервную систему (один из самых распространённых – менингит);
  • гипоксия (кислородное голодание плода);
  • ДЦП;
  • синдром Дауна;
  • аутизм;
  • врождённые патологии ЦНС;
  • ишемия головного мозга;
  • эпилепсия;
  • опухоль головного мозга;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • лейкодистрофия;
  • патологии сосудов головного мозга и ликвородинамики;
  • психические заболевания.

К предрасполагающим факторам для развития такого расстройства у детей следует отнести:

  • перенесённые инфекционные заболевания матери во время беременности;
  • неправильный образ жизни будущей матери во время вынашивания ребёнка – курение, распитие спиртных напитков, приём наркотических средств, нервные переживания, стрессы;
  • травмы ребёнка при родах, тяжёлая беременность;
  • перенесённые ребёнком тяжёлые заболевания в раннем возрасте (до 2–3 лет);
  • сложная психоэмоциональная обстановка в семье;
  • тяжёлая психологическая травма;
  • генетические, хромосомные заболевания, которые приводят к торможению развития;
  • неправильное воспитание ребёнка – чрезмерная опека или, напротив, грубое обращение, моральное и физическое насилие малыша.

Следует понимать, что сама по себе ЗПРР — это следствие определённых патологических процессов или психиатрических заболеваний. Поэтому изначально нужно устранять первопричинный фактор.

Причины возникновения ЗПРР у детей

Нарушение работы речевых и двигательных областей головного мозга ведёт к расстройству речи, интеллектуальных способностей, двигательных функций. ЗПРР у ребёнка может развиться по следующим причинам:

  • Повышение внутричерепного давления, которое может быть последствием неправильно выполненных прививок, перенесённых инфекционных заболеваний.
  • Родовая травма, длительный безводный промежуток, гипоксия плода.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Слишком ранний отказ от грудного вскармливания.
  • Социальные факторы, отсутствие речевой практики в семье в период формирования у малыша речевых зон головного мозга.
  • Заболевания органов желудочно-кишечного тракта, слуха, аллергия, воспаление аденоидов, отит, черепно-мозговая травма, перенесённые в раннем детстве.
  • Аномалии строения или повреждение шейного отдела позвоночника во время родов, операции кесарева сечения.

Задержка психоречевого развития у детей может быть заподозрена, если отмечаются следующие симптомы:

  • с трудом выполняет элементарные задания по словесной инструкции без использования зрительной помощи или жестов;
  • развитие речи у ребёнка не соответствует возрастным нормам;
  • не может концентрировать внимание во время игровой деятельности, чтения ему книг, просмотра мультфильмов, прослушивания детских песенок и стихов;
  • бедный словарный запас, он неправильно понимает смысл простых слов;
  • не может играть со сверстниками в игры, свойственные его возрасту.

Особенно внимательно нужно отнестись к ситуации, когда ребёнок отказывается от общения со сверстниками, старшими детьми и взрослыми. Возможные причины этих нарушений – аутистические проявления или отклонения психического развития.

Если не обратить вовремя внимание на ЗРР, то со временем, к 5–6 годам, заболевание перерастёт в общее недоразвитие речи, которое сложнее поддаётся коррекции.

Диагностирование и обследование

Диагностика задержки речевого развития проводится следующими специалистами:

  • Невролог поможет справиться с заболеваниями нервной системы, лежащими в основе дефекта.
  • Педиатр диагностирует и лечит соматические заболевания, которые могли способствовать задержке речи.
  • Дефектолог занимается с детьми коррекцией речи и развитием высших психических функций начиная с трёхлетнего возраста. Занятия направлены на развитие речи, мышления, памяти, внимания, мелкой и крупной моторики.
  • Логопед поможет стимулировать речевое развитие, освоить правильное речевое дыхание, артикулированию звуков, научит управлять своей речью, формулировать мысли, высказывания, освоить лексику, грамматические формы. Занятия можно начинать с 3–3,5 лет.
  • Педагог-психолог устанавливает диагноз ЗПР у детей младшего школьного возраста или у дошкольников на основании специальных тестов.

Невролог может назначить МРТ, электроэнцефалографию, компьютерную томографию, нейросонографию для исключения очага поражения в головном мозге.

Самостоятельно провести первичную диагностику речевых проблем 3,5–4,5-летнего малыша можно с помощью наблюдения за ним и проведения несложных тестов:

  1. Чтобы узнать, понимает ли ребёнок значения слов, можно произнести название предметов в ближайшем окружении, не глядя на них, и предложить их показать.
  2. Для определения понимания значений прилагательных, нужно показать два одинаковых предмета разных цветов, спросить: «Где красный (мяч)? А где синий?».
  3. Чтобы узнать, понимает ли малыш глаголы, можно показать 2–3 картинки, где один и тот же персонаж выполняет разные действия, спросить: «Где (птичка) летит, клюёт, сидит?».
  4. Для определения понимания значений предлогов предложить малышу положить игрушку или карандаш на коробку, в коробку, за коробку, перед коробкой, под коробку.
  5. Чтобы выяснить верно ли ребёнок употребляет грамматические категории, ему предлагают назвать слово во множественном числе (это рука, а это… руки), создать уменьшительную форму существительного (у великана ноги, а у гномика… ножки), изменить глагол по родам (пёс убежал, а собака… убежала).
  6. Для определения состояния фразовой речи предложить закончить начатое предложение про объект, изображённый на картинке (девочка… купила в магазине хлеб, мальчик… едет домой на велосипеде).
  7. Для определения умения сохранять рисунок слова, предлагают повторить за взрослым слова, состоящие из 3–4 слогов: самовар, молоток, полицейский, экскаватор, одуванчик, перебежал и т. д.

Медикаментозное лечение

Лечение задержки речевого развития у детей может проходить амбулаторно, в режиме частичной госпитализации или в условиях круглосуточного наблюдения в стационаре без ограничения передвижения по отделению.

В соответствии с причиной, из-за которой развилась задержка психического развития у детей, обязательно проводится лечение основного заболевания. Используются разнообразные группы препаратов: ноотропы, витамины, сосудистые, успокоительные, психостимуляторы, адаптогены.

Если установлен диагноз ЗПРР, лечение должно быть комплексным. Нельзя отдавать предпочтение только одному препарату, т. к. в этом случае не будет лечебного воздействия на все нервные структуры.

  • Ноотропы: Фенотропил, Ноотропил, Семакс, Пантогам, Танакан, Глиатилин, Энцефабол, Глицин, Глютаминовая кислота, Биотредин, Кортексин. Эти препараты активизируют функцию головного мозга, стимулируют запоминание, познавательную, умственную деятельность у психически инертных людей, улучшают устойчивость клеток головного мозга к кислородному голоданию, успокаивают и улучшают настроение в случае необходимости, предупреждают судороги и поведенческие расстройства. Обладают дезинтоксикационными свойствами.
  • Витаминные комплексы: Нейромультивит, Мильгамма и витамины: биотин, тиамин, никотиновая кислота, цианокобаламин или поливитамины, содержащие в своём составе группу В, Е, С, РР, фолиевую кислоту и микроэлементы. Без витаминов и микроэлементов в организме невозможны процессы нормальной жизнедеятельности.
  • Сосудистые: Винпоцетин, Кавинтон, Детралекс, Инстенон, Вазобрал, Циннаризин, Ницерголин, Мемоплант. Данные лекарства улучшают мозговое кровообращение, приток артериальной крови и отток венозной крови из мозга, усвоение кислорода и питательных веществ головным мозгом, нормализуют тонус сосудов головы и шеи.
  • При психоречевой расторможенности, эмоциональных потрясениях организм нуждается в нормализации обменных процессов в нервной системе. С этой целью используются успокоительные препараты: Пустырник, Ново-пассит, Персен, Бромистый калий, Валериана и настойки мелиссы, пиона, зверобоя.
  • Психостимуляторы — безрецептурные препараты: Адаптол, Церебролизин, Актовегин, Фенибут, Чаванпраш. Активизируют умственную и в меньшей степени физическую активность. Ускоряют мышление, уменьшают усталость, сонливость и вялость, повышают способность концентрировать внимание, работоспособность, общительность.
  • Адаптогены: женьшень, элеутерококк, лимонник, радиола, маточное молочко, алоэ, пихта, левзея, шиповник. Кроме этих, ещё лекарственные средства: Лецитин, Дибазол, Янтарная кислота, Мумиё, Пантокрин, Мелаксен, Аргинин. Растительные и искусственные адаптогены надо применять исключительно по назначению врача, т. к. они имеют много дополнительных эффектов. Например, Дибазол снижает артериальное давление, а Мелаксен является снотворным препаратом.

Биологически активные препараты тонизируют нервную систему, повышают устойчивость организма к внешним неблагоприятным воздействиям, улучшают настроение, работоспособность, повышают аппетит. Действие развивается постепенно.

Если задержка речевого развития у детей вызвана гидроцефалией, то будет головная боль, тошнота, рвота. Потребуется назначение обезболивающих, противорвотных, мочегонных средств.

Немедикаментозное лечение

Необходимым условием успешности лечения является подключение немедикаментозных методов, к которым относятся:

  • занятия с логопедом;
  • массаж;
  • ЛФК;
  • занятия с психологом;
  • краткосрочные сеансы индивидуальной психотерапии по 1 часу 2 раза в неделю через 3, 6, 12 месяцев;
  • дельфинотерапия;
  • трудотерапия;
  • иппотерапия;
  • иглорефлексотерапия;
  • магнитотерапия.

Чтобы лечение было эффективным, следует установить между ребёнком и специалистом доверительные отношения, взаимопонимание и должный контакт. Можно подключать семейную и поведенческую психотерапию.

Для развития речи используются следующие упражнения и задания:

  • Учить ребёнка рассказывать об изображении на картинке. Часто менять картинки не надо. Целесообразно постепенно наращивать словарный запас, описывая одну и ту же картинку.
  • Эмоционально рассказывать ребёнку какую-либо историю, вызывая у него желание вам подражать.
  • Прочитать короткий интересный рассказ и попросить пересказать.
  • Учить вместе стихи, потешки, песенки.
  • Как можно больше общаться с малышом, при этом стараясь не понимать его жестов, а настаивать на произнесении звуков, слогов и слов.
  • Показывать ребёнку изображения, просить последовательно разложить их и составить рассказ.
  • Постоянно обогащать словарный запас малыша.
  • Обучить говорить монологом, а в дальнейшем — поддерживать диалог.
  • Стараться вместе описывать, сопоставлять, учить обобщать события и природные явления.

Одно из самых основных условий достижения успеха — ребёнку должно быть интересно играть и учиться. На совместных занятиях обстановка должна быть доброжелательной.

Детки с ЗПР плохо удерживают внимание, быстро теряют интерес к заданию, отвлекаются, часто не могут довести игру до конца. Это сказывается на развитии речи, поэтому надо проявлять такт и терпение. Продолжительность занятий должна нарастать постепенно.

Несколько упражнений для домашних занятий по коррекции ЗРР:

  1. Угадай кто. Спрятать игрушки или изображения животных и предложить поискать их, одновременно имитируя их голоса.
  2. Угадай игрушку. Разбросать по комнате игрушки, предложить отыскать одну из них, называя лишь её признаки.
  3. Части целого. Показать картинку или игрушку, называя части объекта (нос, глаза, уши, голова, шея, руки, ноги, туловище, хвост), предложить повторить за взрослым.
  4. Какой? Рассмотреть пять знакомых игрушек или предметов быта. Угадывать и доставать их из коробочки или мешочка, затем предложить малышу описать их, называя цвет, форму, поверхность, вкус и т. д.
  5. Назови ласково. Показать картинку с большим предметом, предложить назвать такой же маленький предмет ласково.
  6. Чего не хватает. Показать картинки, где изображены предметы с недостающими деталями (шарик без нитки, цветок без стебля, флажок без палочки).
  7. Чего не стало. Показать сначала три игрушки, затем больше, предложить малышу закрыть глазки, убрать одну и затем назвать исчезнувшую, вспомнить, где она стояла, вернуть на место, затем поменяться ролями.

Способы профилактики нарушения

Воздействуя на причины задержки речевого развития, можно эффективно проводить профилактику, лечение и снизить заболеваемость.

К основным профилактическим мероприятиям относятся:

  • соблюдение режима сна и бодрствования;
  • совместное проведение семейных праздников и мероприятий, на которых детям уделяется должное внимание;
  • раннее начало занятий с логопедом индивидуально или в специальных коррекционных группах;
  • чтение детской литературы, совместное изучение детских стихотворений, прогулки, поездки;
  • сбалансированное питание, исключающее или уменьшающее из рациона малыша булку, печенье, яйца, молоко, мёд, конфеты, картошку, свёклу, сухарики, курицу, креветки, шоколад, экзотические фрукты и ягоды;
  • психотерапия в группе.

Индикатором эффективности лечения является соответствие речевого и психического развития возрастной норме.

Советы терпеливым и внимательным родителям, что делать для детей с ЗПР:

  • Регулярно осуществлять медицинские осмотры с привлечением невролога, педиатра, логопеда, отоларинголога, ортопеда, офтальмолога.
  • Развивать у малыша понимание речи, используя простые инструкции типа «дай книжку», «возьми со стола чашку и отнеси бабушке воды».
  • С малышом надо читать, петь, разговаривать, озвучивая все свои действия и окружающие события и стараться вызывать его на диалог.
  • Не дожидаясь, когда ребёнок заговорит, надо развивать сенсорные умения малыша научить различать предметы по размеру, форме, цвету, развивать мелкую моторику кисти.

На видео ниже показано как научить ребёнка формам и цветам:

Самые частые ошибки родителей, приводящие к проблеме

У родителей должно быть безусловное эмоциональное принятие ребёнка, несмотря на особенности детей с ЗПРР. При удовлетворении потребностей в безопасности, любви и заботе зарождается эмоциональная близость с членами семьи. На этом фоне появляется стремление быть в обществе других людей и создавать тёплые и доверительные отношения. Надо уделять внимание не только здоровью и питанию, но и настроению, потребностям, контакту с малышом.

Не стоит ждать до четырёх или пяти лет, чтобы обратиться к логопеду для постановки звуков. Коррекцией задержки развития речи нужно заниматься в более раннем возрасте, и она осуществляется несколько иначе, чем исправление неверного произношения. Отсутствие коррекционных мер приведёт к тому, что задержка речи перерастёт в общее недоразвитие речи, что влечёт за собой отставание в развитии ребёнка и стабильное снижение интеллекта.

Некоторые родители не хотят идти на эти занятия, не понимая, что не только занятия с логопедом и медикаментозное лечение, а ещё и коррекционные программы, грамотно выстроенная психотерапевтическая среда помогут решить/вылечить проблему.

Дети с ЗПР требуют лечения, которое начинается со внедрения правильных установок в стратегию общения его родителей. Неправильное родительское поведение в подобных случаях ухудшает и так неблагоприятную обстановку развития малыша. Надо помнить о том, что на ребёнке не должны отражаться социальные и возрастные кризисы семьи. Малыш тянется к взрослым и будет больше похож интеллектуально на того родителя, с которым он интенсивнее общается, кому подражает.

Симптоматика

Симптомы задержки психоречевого развития у детей

В большинстве случаев нарушения в речевом и психическом развитии явно просматриваются у детей в возрасте 4–5 лет. О нарушениях развития речи могут говорить такие признаки:

  • отсутствие реакции на звуки и обращения в возрасте до одного года;
  • неактивные попытки повторить слова или отдельные буквы в возрасте до 1,5 лет;
  • ребёнок не произносит слова самостоятельно, не может выполнить простое действие в возрасте 2–2,5 лет;
  • в возрасте 2,5–3,5 лет ребёнок не может соединять осмысленно слова в целые фразы;
  • искажение артикуляции некоторых звуков;
  • речевая инактивность;
  • практически полное отсутствие собственной речи, начиная с трёх лет. Малыш может только повторять заученные фразы не осмысленно, которые чаще всего слышит в своём окружении.

Со стороны психического нарушения возможно проявление такой общей клинической картины:

  • слуховое восприятие развито хуже, чем зрительное;
  • ребёнку сложно объяснить то, что он хочет, он испытывает трудности с формированием целостных образов;
  • концентрация на определённых предметах или ситуациях у ребёнка вызывает затруднение;
  • может присутствовать синдром гиперактивности;
  • мозаичность запоминания материала;
  • наглядно-образная память преобладает над вербальной;
  • низкая мыслительная активность;
  • ребёнок не может сделать самостоятельно вывод, построить простейшую логическую цепочку, объяснить то, что он сказал без помощи взрослого;
  • дислексия;
  • дисграфия (нарушение письменной речи);
  • аффективные реакции;
  • инфантильность;
  • резкая смена настроения;
  • эмоциональная нестабильность;
  • двигательная неловкость, недостаточность координации движений.

Проявления ЗПРР необходимо диагностировать с элементами аутизма. В таких случаях патологический процесс может дополняться следующими аутичными симптомами:

  • ребёнок склонен к приступам агрессии не только относительно окружающих, но и себя. При недовольстве или прочих провоцирующих факторах малыш может себя бить, кусать, причинять другое физическое воздействие;
  • не вступает в эмоциональный контакт с окружающими, в том числе и близкими людьми. В некоторых случаях ребёнок может не реагировать позитивно даже на родителей;
  • склонен к стереотипному поведению — длительное время может монотонно совершать одни и те же движения или действия;
  • избегает общества сверстников, при нахождении в незнакомом помещении может истерить, плакать;
  • не знает, как обращаться с игрушкой, может использовать её не по назначению, не проявляет интереса к новым игрушкам и развлечениям;
  • не понимает обращённой к нему речи.

При наличии даже 1–2 вышеназванных симптомов, следует обращаться за медицинской помощью к логопеду и детскому психоневрологу. Следует понимать и то, что наличие некоторых вышеописанных признаков ещё не говорит о том, что у ребёнка ЗПРР, однако, исключать этот фактор также не стоит. Своевременная диагностика существенно повышает шансы на полное выздоровление.

Нормы психоречевого развития детей

Особенности психоречевого развития по возрастам приведены ниже.

В возрасте от 0 до 1 года.

От 1 до 2 лет.

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Предлагаемый перечень носит рекомендательный характер. И если ваш годовалый малыш имеет в своем арсенале не 10, а 8 слов — это не повод для паники!

Диагностика

В этом случае требуется консультация группы специалистов — педиатра, невролога, детского отоларинголога, детского психиатра и психолога, логопеда. Обязательно проводится физикальный осмотр пациента со сбором не только семейного анамнеза, но и анамнеза жизни и заболевания.

Инструментальная диагностика включает в себя следующие методы:

  • дуплексное сканирование артерий головы;
  • КТ и МРТ головного мозга;
  • ЭЭГ;
  • ЭхоЭГ;
  • нейропсихологическое тестирование.

Лабораторные инструменты диагностики, в этом случае, проводятся лишь по показаниям.

Также обязательно прохождение дополнительных методов обследования – психодиагностика и оценка речевого развития. В этом случае могут проводиться:

  • диагностическое обследование речи;
  • денверский тест психомоторного развития;
  • шкала психомоторного развития по Гриффитс;
  • диагностика по шкале Бейли;
  • шкала раннего речевого развития.

Следует отметить, что клинические проявления у детей с задержкой психоречевого развития в пять лет могут быть проявлением и других заболеваний. Поэтому в некоторых случаях требуется проведение дифференциальной диагностики для того, чтобы подтвердить или исключить наличие таких заболеваний:

  • синдром Дауна;
  • аутизм;
  • олигофрения;
  • элективный мутизм;
  • общее недоразвитие речи 1–4 уровня.

На основании полученных результатов обследований, врачами ставится диагноз, избирается наиболее эффективная тактика лечения, и даются общие рекомендации родителям.

Лечение

Как лечить это заболевание правильно, может сказать только квалифицированный медицинский специалист-психоневролог. В этом случае, лечение должно начинаться как можно раньше и только комплексно.

Приём медикаментов сводится к минимуму. В зависимости от текущей клинической картины врач может назначить такие препараты:

  • седативные;
  • ноотропные;
  • витаминно-минеральный комплекс.

Основа лечения должна состоять из физиотерапевтических процедур, занятий у логопеда и детского психолога. Очень важно правильное взаимодействие родителей с ребёнком, поэтому консультации у психолога могут проводиться с родными ребёнка.

Что касается физиотерапевтических процедур, то чаще всего назначают магнитотерапию – это позволяет активизировать работу коры головного мозга.

Аппарат для магнитотерапии

Кроме этого, могут быть показаны:

  • лечебная физкультура — занятия в спортзале, плаванье;
  • арт-терапия;
  • курсы мануальной терапии.

Лечение также может проходить и в домашних условиях — врач может расписать комплекс упражнений и рекомендаций, которые родители должны выполнять вместе с ребёнком. Это развитие мелкой и крупной моторики, а также развивающие игры, которые направлены на улучшение памяти и внимания.

Важно понимать, что такие занятия должны проводиться регулярно и продолжительно. Кроме этого, очень важно то, какая психоэмоциональная обстановка в окружении ребёнка. Малыша следует оградить от стрессов, психологического давления, эмоциональных перегрузок, и тем более морального и физического насилия.

Кроме расписанных врачами занятий, следует принимать во внимание и общие рекомендации:

  • питание ребёнка должно быть полноценным, сбалансированным, своевременным и регулярным;
  • обязательны прогулки на свежем воздухе ежедневно;
  • активные, подвижные игры;
  • взаимодействие малыша с окружающими людьми, его социальная адаптация.

Следует понимать, что чем раньше будет начата терапия этого расстройства, тем выше шансы того, что ребёнок дойдёт до нужного уровня развития и социально адаптируется. В то же время, нужно понимать, что лечение этого заболевания может длиться не один год.

Диагностика и комплексное обследование

Чтобы подтвердить или исключить диагноз ЗПРР, необходимо комплексное обследование.

Ребенка должны осмотреть следующие специалисты, чтобы проанализировать симптомы и при необходимости назначить лечение:

  • Педиатр оценивает общее состояние и назначает лечение соматических заболеваний.
  • Невролог выявляет нарушения в работе нервной системы, проводит инструментальную диагностику головного мозга.
  • Логопед принимает меры по улучшению работы речевого аппарата.
  • Психолог анализирует состояние ребенка по специальным тестам.
  • Дефектолог проводит коррекцию речи и занимается развитием внимания, памяти, мышления, мелкой и крупной моторики.

Когда поставлен диагноз и встал вопрос «Как лечить?», на плечи родителей ложится большая ответственность. Выполняя рекомендации врачей, они должны терпеливо и настойчиво заниматься с ребенком, чтобы совместными усилиями преодолеть недуг.

Помощь при ЗПРР

При подтверждении диагноза «задержка психоречевого развития» назначается лечение.

Его основу составляют физиотерапевтические процедуры, в частности, магнитотерапия: она активизирует работу коры головного мозга. А также назначааются занятия с логопедом и детским психологом.

Медикаментозное лечение тоже имеет место, но в общей схеме его доля минимальна.

В качестве дополнительных мер могут быть назначены:

  • лечебная физкультура,
  • арт-терапия,
  • мануальная терапия.

Необходимо соблюдать рекомендации по организации режима дня:

  • сбалансированное питание,
  • прогулки на свежем воздухе,
  • активные игры,
  • общение со сверстниками.

Самое главное, что ребенок должен чувствовать эмоциональную поддержку своих родных и близких. Потому что это — реальная сила, которая поможет ему справиться с нарушениями и стать здоровым.

Дополнительное лечение ЗПРР

Хочется обратить внимание на альтернативные методы лечения. Это — иппотерапия, дельфинотерапия, музыкотерапия. Может быть кто-то посчитает их пустой тратой времени. А зря.

Иппотерапия — лечебная верховая езда, помимо чисто физического аспекта воздействия на тело, выполняет неоценимую психоэмоциональную роль. Ребенок учится чувствовать, жить душой. Это помогает ему раскрепоститься, открыться миру, не бояться его.

Дельфинотерапия — общение с дельфинами, оказывающее мощный лечебный эффект. Нахождение в воде помогает расслабиться, снять мышечные зажимы. Дельфины же обладают добрым нравом и очень любят детей. Кроме того, звуки, которые они издают, воздействуют на организм человека на клеточном уровне, обновляя и исцеляя его.

Музыкотерапия — лечение музыкой. Этот вид терапии воздействует на эмоции человека и гармонизирует его психоэмоциональное состояние. Благодаря этому ребенок становится уравновешенным, у него появляется уверенность в себе, устойчивость к стрессовым ситуациям.

Прогнозы на выздоровление при ЗПРР

На благоприятный прогноз при диагнозе ЗПРР влияет много факторов. В их числе и время начала лечения.

Но надо помнить, что ЗПРР — это не приговор. Как бы ни была тяжела ситуация, в которой вы оказались, надо верить в благополучный исход. При этом делать все, что возможно. И дать силы своему ребенку преодолеть непростой период своей жизни. А сила эта — в вашей любви!

Прогноз и профилактика

Прогноз будет зависеть от этиологии заболевания и того, на какой стадии было начато активное лечение. Что касается профилактики, то следует выделить такие рекомендации:

  • систематическое обследование у детского логопеда, невролога, психолога;
  • исключение травм головы и ЦНС;
  • своевременное и правильное лечение всех заболеваний;
  • ведение здорового образа жизни во время беременности.

Если в семейном анамнезе присутствуют генетические хромосомные заболевания, то рекомендуется перед зачатием ребёнка проконсультироваться у генетика.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания Поделиться статьей: Читать нас на Яндекс.Дзен Заболевания со схожими симптомами: Мания величия (бред величия) (совпадающих симптомов: 4 из 20) Шизофрения (совпадающих симптомов: 4 из 20)

по применению лекарственного препарата для медицинского применения

Внимательно прочитайте эту инструкцию перед тем, как начать прием/ использование этого лекарства.

  • Сохраните инструкцию, она может потребоваться вновь.
  • Если у Вас возникли вопросы, обратитесь к врачу.
  • Это лекарство назначено лично Вам, и его не следует передавать другим лицам, поскольку оно может причинить им вред даже при наличии тех же симптомов, что и у Вас.

Регистрационный номер: ЛП-002450

Торговое наименование: МЕМАНТИНОЛ®

МНН: Мемантин

Лекарственная форма: таблетки, покрытые пленочной оболочкой

Состав

1 таблетка, покрытая пленочной оболочкой, содержит:

Активное вещество: Мемантина гидрохлорид 10 мг

Вспомогательные вещества: лактоза моногидрат 169 мг, целлюлоза микрокристаллическая 40 мг, кремния диоксид коллоидный 1,2 мг, натрия крахмал гликолят (тип А) 10 мг, гидроксипропилцеллюлоза 7,4 мг, магния стеарат 2,4 мг;

Описание

Продолговатые двояковыпуклые таблетки, покрытые пленочной оболочкой белого цвета, с гравировкой «g» и «Ph» и риской между буквами с каждой стороны. На разрезе таблетки белого или почти белого цвета.

Фармакотерапевтическая группа: Деменции средство лечения

Код АТХ: N06DX01

Фармакологические свойства

Фармакодинамика:

Мемантин является потенциалзависимым неконкурентным ингибитором NMDA-рецепторов с умеренным аффинитетом к ним. Он модулирует действие патологически повышенного тонического содержания глутамата, который может приводить к нейрональной дисфункции.

Фармакокинетика:

После приема внутрь быстро и полностью всасывается. Максимальная концентрация в плазме крови достигается через 3-8 часов после приема.

Фармакокинетика имеет линейный характер в диапазоне доз от 10 до 40 мг.

Ежедневный прием суточной дозы 20 мг приводит к равновесной плазменной концентрации от 70 до 150 нг/мл (0,5 — 1 мкмоль) с выраженными индивидуальными вариациями. Объем распределения составляет около 10 л/кг. Около 45% мемантина связывается с белками плазмы крови. При нормальной функции почек кумуляции препарата не отмечено. Около 80% мемантина присутствует в циркулирующей крови в виде неизмененного соединения. Основными метаболитами являются N-3,5-диметил-глудантан, смесь изомеров 4- и 6-гидрокси-мемантина и 1-нитрозо-3,5-диметил-адамантана. Ни один из этих метаболитов не обладает антагонистической активностью по отношению к NMDA-рецепторам. Участие цитохрома Р450 в метаболизме в исследованиях in vitro не выявлено.

В исследованиях с приемом 14С-мемантина перорально в среднем 84% дозы выводилось в течение 20 суток, при этом более 99% препарата выводилось почками.

Мемантин выводится преимущественно почками. Выведение происходит моноэкспоненционально, период полувыведения составляет от 60 до 100 ч. При исследованиях у добровольцев с нормальной функцией почек, общий клиренс составил 170 мл/мин/1.73 м², часть общего почечного клиренса достигалась за счет секреции почечными канальцами.

Почечное выведение также включает тубулярную реабсорбцию, которая, возможно, осуществляется посредством катионных транспортных белков. Скорость почечной элиминации в условиях щелочной реакции мочи может снижаться в 7-9 раз. Защелачивание мочи может являться следствием резкого изменения питания, например, перехода от употребления преимущественно мясных продуктов к вегетарианству, или вследствие интенсивного применения щелочных желудочных буферов.

Фармакокинетическо-фармакодинамическая взаимосвязь:

При приеме поддерживающей дозы 20 мг/сут уровень концентрации мемантина в спинномозговой жидкости соответствует величине ki (ki-константа ингибирования), что для мемантина составляет 0,5 мкмоль в области фронтальной коры головного мозга у человека.

Показания для применения

Деменция альцгеймеровского типа умеренной и тяжелой степени.

Противопоказания для применения

Индивидуальная повышенная чувствительность к мемантину или любому из компонентов, входящих в состав препарата; беременность и период грудного вскармливания; возраст до 18 лет (эффективность и безопасность не установлены); дефицит лактазы, непереносимость лактозы, синдром глюкозо-галактозной мальабсорбции, так как в состав препарата МЕМАНТИНОЛ® входит лактоза.

Меры предосторожности при применении

Тиреотоксикоз, эпилепсия, предрасположенность к развитию судорог (в том числе в анамнезе), одновременное применение антагонистов NMDA-рецепторов (амантадин, кетамин, декстрометорфан), наличие факторов, повышающих рН мочи (резкая смена диеты, например, переход на вегетарианство, обильный прием щелочных желудочных буферов), почечный канальцевый ацидоз, тяжелые инфекции мочевыводящих путей, вызванные бактериями рода Proteus, инфаркт миокарда (в анамнезе), сердечная недостаточность III-IV функционального класса (по классификации NYHA), неконтролируемая артериальная гипертензия, почечная недостаточность, печеночная недостаточность.

Применение при беременности и в период грудного вскармливания

Противопоказан при беременности, так как клинические данные о влиянии мемантина на течение беременности отсутствуют. Исследования, проведенные на животных, указывают на возможность препарата вызывать задержку внутриутробного развития при уровне воздействия идентичных или несколько превосходящих концентраций мемантина по сравнению с такими у человека. Потенциальный риск для человека не известен.

Не известно, происходит ли экскреция мемантина в грудное молоко, поэтому женщинам, принимающим мемантин, следует воздержаться от кормления грудью.

Способ применения и дозы

Лечение мемантином следует начинать и проводить под наблюдением врача, имеющим опыт постановки диагноза и лечения деменции при болезни Альцгеймера. Диагноз должен быть установлен в соответствии с действующими рекомендациями. Лечение следует начинать только в том случае, если лицо, осуществляющее постоянный уход за пациентом, будет регулярно контролировать прием препарата пациентом. Переносимость и дозировку мемантина необходимо регулярно пересматривать, желательно в течение первых трех месяцев от начала терапии. По прошествии этого периода, клиническая эффективность мемантина и переносимость пациентом лечения следует регулярно пересматривать в соответствии с действующими клиническими рекомендациями. Поддерживающее лечение можно продолжать неопределенно долго при наличии положительного эффекта проводимой терапии и хорошей переносимости лечения. Прием мемантина следует прекратить при отсутствии положительного терапевтического эффекта или непереносимости пациентом лечения.

Препарат следует принимать внутрь один раз в сутки и всегда в одно и то же время, независимо от приема пищи.

Взрослые:

Титрация дозы:

Максимальная суточная доза 20 мг/сут. С целью уменьшения риска возникновения нежелательных реакций доза препарата титруется путем её последовательного увеличения на 5 мг каждую неделю в течение первых трех недель:

Рекомендуемая поддерживающая доза 20 мг в сутки.

Особые группы пациентов

Пациенты пожилого возраста (старше 65 лет)

Коррекции дозы не требуется.

Пациенты с нарушением функции почек

У пациентов с клиренсом креатинина 50-80 мл/мин, коррекция дозы не требуется. Для больных с умеренной почечной недостаточностью (клиренс креатинина 30-49 мл/мин) рекомендуемая суточная доза — 10 мг/сут. При хорошей переносимости этой дозы на протяжении 7 дней, дозу можно увеличить до 20 мг/сут в соответствии со стандартной схемой титрования. У пациентов с тяжелой почечной недостаточностью (клиренс креатинина 5-29 мл/мин) суточная доза не должна превышать 10 мг/сут.

Пациенты с нарушением функции печени

У пациентов с легким и умеренным нарушением функции печени (класс А и класс В по шкале Чайлд-Пью) коррекции дозы не требуется. Данных по применению мемантина у пациентов с тяжелым нарушением функции печени нет, поэтому назначение мемантина таким пациентам не рекомендуется.

Передозировка

Имеются ограниченные данные по передозировке, полученные в ходе клинических исследований и пострегистрационного опыта применения мемантина.

Симптомы:

При относительно больших передозировках (200 мг однократно и 105 мг/сут в течение 3 дней) отмечались следующие симптомы: утомляемость, слабость и/или диарея или симптомы отсутствовали. В случаях передозировки в дозе менее 140 мг однократно или в случае приема неизвестной дозы у пациентов наблюдались побочные реакции со стороны центральной нервной системы: спутанность сознания, гиперсомния, сонливость, головокружение, возбуждение, агрессия,, галлюцинации, нарушение походки) и/или со стороны пищеварительной системы: рвота, диарея.

В самом тяжелом случае передозировки пациент выжил после приеме дозы 2000 мг мемантина, у него наблюдались побочные реакции со стороны центральной нервной системы (кома в течение 10 дней, затем диплопия и ажитация). Пациент получал симптоматическое лечение и плазмаферез. Пациент выздоровел без последующих осложнений.

В другом случае тяжелой передозировки, пациент выжил и выздоровел после приема мемантина в дозе 400 мг однократно. У пациента наблюдались побочные реакции со стороны центральной нервной системы: беспокойство, психоз, зрительные галлюцинации, снижение порога судорожной готовности, сонливость, ступор и потеря сознания.

Лечение:

В случае передозировки лечение симптоматическое. Специфического антидота нет. Необходимо проведение стандартных лечебных мероприятий, направленных на выведение вещества из желудка, например промывание желудка, прием активированного угля, подкисление мочи, возможно проведение форсированного диуреза.

Побочные действия

Побочные реакции классифицированы по клиническим проявлениям (в соответствии с поражением определенных систем органов) и по частоте встречаемости согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

В клинических исследованиях при умеренной и тяжелой деменции, включавших 1784 пациента, получавших мемантин, и 1595 пациентов, получавших плацебо, общая частота возникновения нежелательных реакций при приеме мемантина не отличалась от таковой при приеме плацебо. Как правило, наблюдались нежелательные реакции легкой или умеренной степени выраженности. Наиболее частыми нежелательными реакциями в группе мемантина по сравнению с группой плацебо были: головокружение (6,3% против 5,6%, соответственно), головная боль (5,2% против 3,9%), запор (4,6% против 2,6%), сонливость (3,4% против 2,2%) и артериальная гипертензия (4,1% против 2,8%, соответственно).

Побочные реакции представлены в виде таблицы:

Инфекционные и паразитарные заболевания Нечасто Грибковые инфекции
Нарушения со стороны иммунной системы Часто Гиперчувствительность к компонентам препарата
Нарушения психики Часто Сонливость
Нечасто Спутанность сознания
Галлюцинации1
Частота не установлена Психотические реакции2
Нарушения со стороны нервной системы Часто Головокружение, нарушение равновесия
Нечасто Нарушение походки
Очень редко Судороги
Нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы Часто Повышение артериального давления
Нечасто Венозный тромбоз/тромбоэмболия
Нарушения со стороны дыхательной системы, органов грудной клетки и средостения Часто Одышка
Нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта Часто Запор
Нечасто Тошнота, pвота
Частота не установлена Панкреатит
Нарушения со стороны печени и желчевыводящих путей Часто Повышенные показатели печеночных проб
Частота не установлена Гепатит
Общие реакции Часто Головная боль
Нечасто Утомляемость

  1. Галлюцинации наблюдались, главным образом, у пациентов с болезнью Альцгеймера на стадии тяжелой деменции.
  2. Отдельные сообщения, полученные в период пострегистрационного опыта применения мемантина.

При пострегистрационном применении сообщалось о возникновении следующих нежелательных реакций: головокружение, сонливость, повышенная возбудимость, повышенная утомляемость, беспокойство, повышение внутричерепного давления, тошнота, галлюцинации, головная боль, нарушение сознания, мышечный гипертонус, нарушение походки, депрессия, судороги, психотические реакции, суицидальные мысли, запор, тошнота, панкреатит, кандидоз, повышение артериального давления, рвота, цистит, повышение либидо, венозный тромбоз, тромбоэмболия, аллергические реакции, агранулоцитоз, лейкопения (включая нейтропению), панцитопения, тромбоцитопения, тромбоцитопеническая пурпура, гепатит, острая почечная недостаточность, синдром Стивенса-Джонсона.

Взаимодействие с другими лекарственными препаратами

При одновременном применении с препаратами леводопы, агонистами дофаминовых рецепторов, антихолинергическими лекарственными средствами действие последних может усиливаться.

При одновременном применении с барбитуратами, нейролептиками действие последних может уменьшаться.

При одновременном применении с дантроленом или баклофеном, а также со спазмолитиками может изменяться (усилиться или уменьшиться) их действие, поэтому дозы препаратов следует корректировать.

Следует избегать одновременного применения мемантина с амантадином в связи с риском развития психоза. Мемантин и амантадин относятся к группе антагонистов NMDA-рецепторов. Риск развития психоза также повышен при одновременном применении с кетамином, декстрометорфаном и фенитоином.

При одновременном приеме с циметидином, ранитидином, прокаинамидом, хинидином, хинином и никотином возможно повышение в плазме концентрации мемантина.

Возможно снижение уровня гидрохлортиазида при одновременном приеме с мемантином за счет увеличения его выведения из организма.

Возможно повышение МНО (международное нормализованное отношение) у пациентов одновременно принимающих пероральные непрямые антикоагулянты (варфарин). Рекомендуется постоянно контролировать протромбиновое время или МНО.

Одновременное применение с антидепрессантами, селективными ингибиторами обратного захвата серотонина и ингибиторами моноаминооксидазы требует тщательного наблюдения за пациентами.

По данным проведенных фармакокинетических исследований у молодых здоровых добровольцев при однократном одновременном приёме мемантина с глибуридом/метформином или донепезилом эффектов лекарственного взаимодействия выявлено не было.

Проведенные клинические исследования также не выявили влияния мемантина на фармакокинетику галантамина у молодых здоровых добровольцев.

В исследованиях in vitro мемантин не ингибировал изоферменты CYP 1A2, 2A6, 2C9, 2D6, 2E1, 3A, монооксигеназу, содержащую флавин, эпоксидгидролазу или сульфатирование.

Особые указания

Рекомендуется с осторожностью применять у пациентов с тиреотоксикозом, эпилепсией, судорогами (в том числе в анамнезе), а также пациентам с предрасположенностью к эпилепсии. Одновременное применение антагонистов NMDA-рецепторов (амантадин, кетамин, декстрометорфан) и мемантина следует избегать. Эти соединения воздействуют на ту же систему рецепторов, что и мемантин, в связи с чем побочные реакции (в основном со стороны центральной нервной системы) могут возникать чаще и быть более выраженными.

Учитывая замедление выведения мемантина у пациентов в условиях щелочной реакции мочи, в более тщательном наблюдении нуждаются пациенты имеющие факторы, влияющие на повышение рН мочи (резкая смена диеты, например при переходе от употребления преимущественно мясных продуктов к вегетарианству, интенсивное потребление щелочных желудочных буферов), а также в случаях почечного канальцевого ацидоза или тяжелой инфекции мочевыводящих путей, вызванной бактериями рода Proteus.

Данные о приеме мемантина у пациентов с инфарктом миокарда (в анамнезе), с хронической сердечной недостаточностью III-IV функционального класса (по классификации NYHA) и неконтролируемой артериальной гипертензией ограничены, поэтому необходимо тщательное медицинское наблюдение за такими пациентами.

Влияние лекарственного препарата для медицинского применения на способность управлять транспортными средствами, механизмами

У пациентов с болезнью Альцгеймера на стадии умеренной и тяжелой деменции обычно нарушена способность к вождению автотранспорта и управлению сложными механизмами. Кроме того, мемантин может вызывать изменение скорости реакции, поэтому пациентам необходимо воздержаться от управления автотранспортом или работы со сложными механизмами.

Форма выпуска

Таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 10 мг.

По 10 таблеток в контурную ячейковую упаковку из пленки поливинилхлоридной и фольги алюминиевой. По 2, 3, 6, 9 или 12 контурных ячейковых упаковок вместе с инструкцией по применению помещают в картонную пачку.

По 30 или 90 таблеток в банку полимерную для лекарственных средств, каждую банку вместе с инструкцией по применению помещают в картонную пачку.

Срок годности

3 года. Не использовать по истечении срока годности, указанного на упаковке.

Условия хранения

Хранить в сухом защищенном от света месте при температуре не выше 25 0С.

Хранить в недоступном для детей месте!

Условия отпуска

По рецепту.

Наименование, адрес производителя лекарственного препарата и адрес места производства лекарственного препарата

ООО «ГЕРОФАРМ», Россия

191119, г. Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 9

Телефон: (812) 703-79-75 (многоканальный), факс: (812) 703-79-76

Адрес места производства:

196158, г. Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 13, лит. ВИ, лит. ВЛ

Организация, уполномоченная на принятие претензий от потребителей

ООО «ГЕРОФАРМ», Россия

Адрес почтовый: 191144, г. Санкт-Петербург, Дегтярный переулок, д. 11, литер «Б»

Телефон: (812) 703-79-75 (многоканальный), факс: (812) 703-79-76

Телефон горячей линии: 8-800-333-4376 (звонок по России бесплатный)